Главная » 2022 » Май » 16 » История Червленого Яра (конец XIII века - не позже 1570-х гг.): на перекрестке мнений.
21:46
История Червленого Яра (конец XIII века - не позже 1570-х гг.): на перекрестке мнений.
Червленый Яр (конец XIII века - не позже 1570-х гг.)

В хоперско-донском междуречье в золотоордынскую эпоху существовало объединение татарских, восточнославянских и, вероятно, мордовских территориальных общин без феодалов с военно-демократическим общинным управлением, подобное будущим казачьим обществам, получившее общее название «Червленый Яр»[1]. Север Червленого Яра, соответствовавший части территории будущего Балашовского края, был присоединен к Московскому государству в последней трети XVI в.[2]

А.А. Шенников представлял Червленый Яр как пограничную (между Русью и Зол. Ордой) территорию с ярко выраженной сельскохозяйственной спецификой. По мнению данного исследователя, буферно-приграничные зоны являлись местом постоянных зимовок для кочевников Золотой Орды, что обеспечивало относительную безопасность для русских земель. А.А. Шенников в первой главе своего труда указывал, что версия о существовании Червленого Яра в XII в. основана на сообщении Никоновской летописи под 1148 г. Однако исследование А. Г. Кузьмина показало, что сообщение под 1148 г. относится к серии фальсификаций, попавших в Никоновскую летопись из какого-то не дошедшего до нас источника рязанского происхождения (воз­можно, из местной летописи).

Фальсификация имела одну цель: приписать Рязанскому княжеству территории, которые ему не принадлежали. «Очевидно, сообщение Никоновской летописи о Червленом Яре под 1148 г. следует считать недостоверным», - подчеркивал А.А. Шенников (при этом он сделал существенную оговорку: «это не значит, что объект под таким названием не мог существовать в 1148 г., но до­казывать его существование надо не с помощью сообщения Нико­новской летописи, а как-то иначе»)[3].

Утверждение тамбовского исследователя П.Н. Черменского о «запустении» Червленого Яра с середины XIV века также сомнительно, так как основано на данных пространной редакции «Хождения Пименова», тогда как более достоверные сведения сообщаются в краткой редакции этого источника.

В краткой редакции нет ни «градов красных», ни троекратного повторения слова «пустыня», ни длинного перечня зверей и птиц. А.А. Шенников пишет, что «без упоминания о «градах красных» «пустыня» остается просто пустыней, но не означает «запустения», т.е. такого состояния, когда пустыне предшествовало какое-то население»[4].

Червленый Яр и Православная церковь.

В 1261 году митрополит Кирилл с разрешения хана Берке основал в Сарае епископскую кафедру. Первым сарайским епископом стал Митрофан[5]. Позднее епископ Сарайский стал именоваться епископом Сарским и Крутицким. Именно эта епархия окормляла православное население Червленого Яра.

В 1330 г. митрополит Феогност добился передачи церковной юрисдикции над Червленым Яром от Сарской епархии к Рязанской. Но в конце 40-х годов XIV в. Червленый Яр вновь переходит под юрисдикцию Сарской епархии. Однако стараниями рязанского епископа Кирилла Червленый Яр был возвращен под начало Рязанской епархии[6].

Вряд ли можно согласиться с А.Б. Широкорадом, противопоставляющим Сарскую и Рязанскую епархии Православной церкви как «проханскую» и «прорусскую»[7]. На самом деле, как подчеркивает В.И Супрун, сарайские владыки, выполняя заветы Александра Невского, своей политикой препятствовали натиску Запада и утверждению католичества на Руси. Кроме того, «наличие при ставке хана клириков позволяло снабжать Русь ценнейшей политической и военной информацией, а также воздействовать на русскую политику Орды»[8].

Червленый Яр: межнациональное согласие.

История не зафиксировала фактов межнациональной розни на территории Червленого Яра. Видимо, червленоярское «старожильческое» население (русские; татары; возможно, мордва) за несколько веков совместного проживания привыкло к сотрудничеству, прежде всего, в хозяйственной сфере.

Ссылки и причания

[1]См. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. Л., 1987. С. 128-131.

[2]См. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С. 103.

[3]См. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С. 7-8.

[4]См. Шенников А.А. Червленый Яр. Исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. С. 36-37.

[5]См. Широкорад А.Б. Тайны поля Куликова. М., 2005. С. 70.

[6]См. Широкорад А.Б. Тайны поля Куликова. С. 73.

[7]См. Широкорад А.Б. Тайны поля Куликова. С. 73.

[8]См. Супрун В.И. Справка к 750-летию Сарайской епархии //Православное слово. Ежемесячное издание Волгоградской епархии РПЦ и Православного университета Преподобного Сергия Радонежского. 2011. №5. С. 12. Кроме того, см.: Кузеванов Л.И. Балашовское Прихоперье в контексте истории России: очерк историографии //Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии. Балашов, 2007. С. 5-126.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; 2012

Материал размещен с разрешения авторов.

Библиографическое описание статьи

Кузеванов Л.И. История Червленого Яра (конец XIII века - не позже 1570-х гг.): на перекрестке мнений //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2012. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2012-09-12-252

Танец "Барыня"; песня "Белым снегом".

Танец "Ягодное лето"; песня "Первая любовь".

Танец "Колокольчики"; песня "Три свечи".

Изображение средневекового донского казака размещено в интернете в свободном доступе.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Категория: Комментарии |