Главная » 2018 » Ноябрь » 16 » Писатель Юрий Александрович Долгушин (1896-1989): "Люди всегда стремятся к счастью".
23:18
Писатель Юрий Александрович Долгушин (1896-1989): "Люди всегда стремятся к счастью".
Из романа "ГЧ" (1939 г.)

1. Убийство Анны Ридан германским шпионом А.Виклингом.

"Увлекаемая быстрым течением, лодка стала поперек струи как раз в тот момент, когда до плота оставалось не больше трех метров. Раздался глухой удар в борт. Лодка будто всхлипнула, отбросив волну, пригнулась бортом, зачерпнула воды… В следующий момент она перевернулась и вместе с Анной, не успевшей даже сообразить, что произошло, исчезла под плотом.

Заранее рассчитанным прыжком Виклинг плашмя упал на воду и тотчас выбрался на плот. Поднимаясь к поверхности, Анна широко открыла глаза, увидела над собой темный полог, пересеченный светлыми пунктирами тонких щелей между бревнами. «Конец!» — мелькнуло в сознании.

Отчаянными взмахами она ринулась вперед, против течения, к зеленоватому пространству освещенной воды. Край плота не приближался. Тогда она взмыла вверх, схватилась за случайно подвернувшуюся связь между бревнами над собой и отчаянным рывком выбросила тело вперед. Пальцы ее нащупали срез бревна. Она перевернулась на спину. Свет ударил в глаза. Еще усилие, чтобы подтянуться на мускулах… Спазмы уже сжимают грудь…

…Виклинг стоит на четвереньках, неподвижно склонившись над водой, как зверь, ожидающий добычу. Пальцы, белые, как бумага, появляются из‑под бревна справа от него. Он бросается к ним и быстрыми движениями сталкивает эти пальцы с осклизлой поверхности дерева.Потом снова ждет… Проходит минута, другая… Пальцы не появляются больше...".

2. Инженер Николай Тунгусов стал свидетелем загадочных событий.

"Наконец, Николай не выдержал. Он решительно вышел из своей комнаты и стал искать профессора, чтобы поговорить с ним и, если придется, потребовать… Поиски привели его в операционную. Случайно дверь оказалась открытой. Николай вошел и обмер.

Прямо перед ним в закрытом цилиндрическом футляре из какого‑то прозрачного блестящего материала медленно поворачивалось тело Анны. Оно было похоже на призрак и как бы таяло на глазах, скрываясь за запотевшей от внутреннего холода поверхностью футляра. Цилиндр, укрепленный внутри большого металлического кольца, стоявшего вертикально, совершал одновременно два равномерных тихих движения: вокруг своей оси и в плоскости кольца, подобно стрелке гигантского компаса. Николай застыл, не в состоянии оторвать взгляда от бесконечно любимого призрака...".

3. "Люди всегда стремятся к счастью".

"Каждый по‑своему понимает его и по‑своему добивается, преследует или ждет. Но вот приходит оно, и в несколько дней, даже часов человек привыкает к нему, как к биению своего сердца, и перестает его ощущать. Это — личное, частное счастье. Оно мимолетно. Казалось бы, что может быть дороже, ценнее обладания жизнью, которая дает нам возможность и радость творить, созидать счастье других, умножать его, — сколько раз удавалось почти каждому из нас так или иначе увернуться от гибельного, разящего удара судьбы, спасти, отстоять жизнь, но надолго ли хватало этого ощущения счастья спасенной жизни? На миг!..

Счастье ридановцев было широким, безбрежным, как мировой океан, захвативший их властно и надолго. Каждый из них ощущал его, как личное счастье — Анна живет, Анна будет жить, нет больше страшного горя, которое только что владело ими! Ридановцы преобразились; они как бы сами вернулись к жизни, лица их излучали свет. Они уже не избегали взглядов друг друга, как люди, пораженные горем; наоборот, встречаясь то и дело, они жадно ловили эти взгляды, чтобы вновь и вновь вспыхнуть радостью, обняться, сжать руки. Они стали больше и откровеннее любить друг друга.

Но к этому присоединялось осознание чуда. Оно все‑таки свершилось! Невозможное раньше стало возможным. Разум обрел новую власть над природой, и чудо Ридана становилось достоянием человечества. Вот откуда шел этот океан"[1].

4. О книге Ю.А. Долгушина.

"На темно-зеленой обложке белые буквы "ГЧ". Так называется роман Юрия Долгушина, выпущенный Трудрезервиздатом в 1959 году. Книгу Ю. Долгушина мы ожидаем давно. Ведь еще в 1939 году в журнале "Техника-молодежи" печатался первый вариант романа. И еще тогда он привлек внимание читателей. "Опять расцветает фантастика, возвращаются беляевские времена", - говорили мы. С нетерпением дожидались следующего номера, чтобы узнать, что будет дальше: сумеют ли фашисты овладеть секретом Гросса, изобретателя передачи энергии без проводов, разгадает ли тайны мозга профессор Ридан, сможет ли он вернуть к жизни свою дочь, утопленную шпионом? Роман Ю. Долгушина привлекает не только широтой и не только занимательным сюжетом. Есть книги, с которыми читатель расстается на последней странице.

Герой поцеловался с героиней, и думать о них больше незачем. Но роман Долгушина не отпускает читателя. Доходишь до конца, и хочется вновь неторопливо перечитывать страницы, следя за рассуждениями автора. В книге сильна философская струя. Она заставляет думать, зовет в библиотеку и лабораторию искать, узнавать, сделать то, о чем мечтали герои.

Дело в том, что в "ГЧ" живет большая мечта. Это роман о проблемах жизни и смерти, о труде ученых, о том, как делаются открытия, о приключениях ищущей мысли. Эти темы волновали читателя в 1939 году, волнуют сейчас и через сто лет будут волновать, потому что и тогда люди будут бороться с природой и тогда ученые будут разведчики нового, и тогда торными и извилистыми путями будет идти мысль, скрывающая загадки природы.

Долгушин выбрал основное направление современной науки. Он пишет о физике и биологии. Физика бурно развивается в наше время, биология находится на пороге больших открытий. Известно, что чаще всего рождаются открытия сейчас на стыке наук. У Долгушина именно так и изображено - самое важное открытие рождается на стыке физики и биологии. И стык этот как бы воплощен в образах: инженер-радиофизик Тунгусов совместно с биологом и медиком Риданом побеждают смерть.

Страницы, рисующие победу над смертью, написаны вдохновенно и убедительно. Мы верим, что автор прав. Смерть может быть побеждена, смерть будет побеждена. Во имя человека борются герои Долгушина, во имя человека написан его роман. Оптимистическая и гуманная тенденция характерна для нашей советской литературы, для фантастики в том числе. Поэтому книга Долгушина может достойно представлять советскую фантастику и перед нашим, и перед зарубежным читателем"[2].

Ссылки и примечания

1.Cм. Долгушин Ю.А. ГЧ. М., 1959. С.376-378, 389, 412.

2. См. Горин Г. Генератор чудес.

3. См. электронный текст романа "ГЧ".

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]