Главная » 2018 » Октябрь » 22 » Сколько было православных церквей в дореволюционном Балашове?
11:57
Сколько было православных церквей в дореволюционном Балашове?

В книге С.К. Назаровой "Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда" утверждается, что в дореволюционном Балашове функционировало шесть православных храмов [1]. Автор называет Михайло-Архангельскую, Свято-Троицкую соборную, Ильинскую, Покровскую, Успенскую (кладбищенскую) и Преображенскую церкви [2].

Однако С.К. Назарова почему-то не включает в этот список домовые храмы: при Балашовской тюрьме [3], два монастырских - настоятельский в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1889 г.) и при домике Преосвященного Павла - во имя иконы Божией Матери Скоропослушницы и св. муч. Параскевы (освящен в 1903 г.) [4]. Причем, домовая церковь при домике Преосвященного Павла была сохранена и после его смерти в 1908 году [5]. Кроме того, домовые церкви функционировали при Балашовском духовном училище (Александро-Невский храм) [6] и при богадельне Успенской кладбищенской церкви (во имя свм. Агафии) [7]. В книге С.К. Назаровой нет ни слова об Иоанно-Предтеченской церкви.

С.К. Назарова пишет о Преображенском храме, который, по ее мнению, возведен в 1912 г.[8] Но городская балашовская церковь с таким наименованием почему-то не упоминается в "Саратовских епархиальных ведомостях" (1865-1918 гг.). Зато есть сведения об Иоанно-Предтеченской церкви за 1913-1918 гг. [9]. Можно предположить, что фактически С.К. Назарова пишет не о Преображенском, а об Иоанно-Предтеченском храме.

Рассмотрим ряд аргументов, подтверждающих этот тезис. В первом номере «Саратовских епархиальных ведомостей» за 1914 год, на первой странице читаем: «Резолюциями Его Преосвященства предоставлены места: Священнические: От 8 декабря 1913 г. № 7692 священник церкви села Ключей Балашовского уезда Павел Побединский перемещен к Иоанно-Предтеченской церкви города Балашова»[10].

Какой вывод напрашивается при ознакомлении с этой записью? Видимо, Иоанно-Предтеченский храм стал действующим в 1913 году, и, таким образом, был последним православным храмом, построенным и освященным до революции 1917 г.

Однако это не единственная запись в «Саратовских епархиальных ведомостях», касающаяся клириков Иоанно-Предтеченского храма. 14 июля 1916 г. священник данной церкви Павел Лебединский назначается полковым священником в 135 пехотный запасный полк, расквартированный в Балашове [11] и, одновременно, перемещается на место священника в Успенскую (кладбищенскую) церковь[12]. Скорее всего, это было связано с неявкой к месту службы, в Успенский храм, священника Александра Калишевича [13].

В марте 1918 г. псаломщик Иоанно-Предтеченской церкви Александр Фиолетов, «за принятием на военную службу», освобождается от своих обязанностей [14]. И, вероятно, на его место был назначен "гражданин того же города" (то есть г. Балашова - Л.К.) Андрей Турковский [15].

В списке священнослужителей Саратовской епархии, награжденных Преосвященнейшим Досифеем, епископом Саратовским и Царицынским 20 апреля - 3 мая 1918 г. (за № 1924) находим имя священника Иоанно-Предтеченской церкви города Балашова Семена Каныгина (награжден камилавкой) [16].

Последний момент имеет большое значение для решения проблемы – не является ли храм, который С.К. Назарова называет «Преображенским»[17], Иоанно-Предтеченской церковью? Именно о священнике Семене Каныгине и ведет речь С.К. Назарова, рассуждая о «Преображенской церкви»: «Службу вел священник Семен Каныгин. На 1919 год находился в Греции»[18].

Таким образом, с большей степенью вероятности, можно предположить, что в книге С.К. Назаровой фактически говорится не о Преображенской церкви, а об Иоанно-Предтеченском храме, в котором служил не только священник Семен Каныгин, но и другие клирики.

Вместе с тем, может возникнуть проблема: "Как называть храм г. Балашова, построенный в 1912 (1913) году: Преображенским или Иоанно-Предтеченским? Это один и тот же храм или два разных?". В дореволюционных документах речь идет только об Иоанно-Предтеченском храме. В советских документах, наоборот, называется Преображенская церковь (С.К. Назарова взяла за основу документы именно этого времени), но нет ни слова об Иоанно-Предтеченской церкви [19].

Могло быть и такое: Иоанно-Предтеченский храм был возведен на месте часовни (возможно, с таким же наименованием), которая, по некоторым данным, располагалась недалеко от Свято-Троицкого собора. Однако пока нет ответа на вопрос: почему нет никаких сведений об Иоанно-Предтеченской церкви в советских "ликвидационных" документах? Нужны дополнительные исследования.

Таким образом, в дореволюционном Балашове было не шесть, а гораздо больше православных храмов. Видимо, приведенный выше список также не окончательный. Нужны дополнительные исследования и уточнения.

Вызывает сомнение датировка возведения ряда православных храмов г. Балашова. Так, С.К. Назарова пишет, что Михайло-Архангельская церковь была построена в 1768 г. Однако в «Саратовских епархиальных ведомостях» за 1895 г. указана другая дата – 1765 г.[20] Автор книги утверждает, что Ильинский храм «1849 года постройки»[21], в «Саратовских епархиальных ведомостях» указана иная дата - 1844 г. [22]

Приводя информацию о храмах Балашовского Покровского монастыря, С.К. Назарова не всегда сообщает даты их возведения, хотя они известны. Например, Покровская церковь была построена в 1862 г. при женской богадельне [23] (ни женской общины, ни тем более монастыря тогда еще не было).

В публикации С.К. Назаровой уделено внимание Свято-Троицкому собору [24]. Однако и здесь имеются спорные утверждения. Например, С.К. Назарова пишет о построении «однопрестольного» собора в 1820 году[25], хотя известно, что самое раннее здание Троицкой церкви построено в 1767 г. и освящено в 1768 г. Причем уже в это время церковь была двухпрестольной (во имя Св. Троицы и во имя Архистратига Михаила) [26]. В 1806 г. в Троицкой церкви действовали те же два престола [27]. Вероятно, 1806, 1820, 1879 гг. были временем, когда происходили капитальные перестройки здания Троицкой церкви (ветхость, возведение приделов, пожары и т.п.).

Условно период с 1768 по 1805 гг. можно назвать существованием "первого собора", а время с 1806 по 1819 гг. - периодом функционирования «второго» собора". В 1820-1879 гг. существовало еще одно, также перестроенное здание, Троицкой церкви - "третий собор". Можно предположить, что в это время был возведен придел во имя св. Митрофания, Воронежского Чудотворца и храм стал трехпрестольным. После «слома» в 1879 г. главного здания, в котором находился престол во имя Св. Троицы, церковь вновь стала двухпрестольной (в трапезной продолжали действовать два престола - во имя Архистратига Михаила и св. Митрофания, Воронежского Чудотворца) и в таком виде функционировала до октября 1895 года («четвертый собор»). Новое здание собора, в котором в 1895 г. были освящены три престола, превратило Троицкую церковь в пятипрестольную («пятый собор»). "Пятый", последний собор, как известно, просуществовал до апреля 1936 г.

В книге С.К. Назаровой говорится о том, что в 1900 г. была построена Успенская (кладбищенская) церковь. При этом она добавляет: «по другим данным» – в 1904 г.[28] Но почему-то автор книги не учел данные, содержащиеся в «Саратовских епархиальных ведомостях». В этом авторитетном историческом источнике указывается, что данный храм был возведен не в 1900, а в 1858 году [29]. Исторические данные, сообщаемые в "Саратовских епархиальных ведомостях", весьма надежны, так как основаны на материалах архива Саратовской духовной консистории [30].

Таким образом, С.К. Назарова не всегда сопоставляет данные разных источников, не проводит историографического обзора имеющейся литературы, что и приводит к ошибочным или спорным утверждениям, касающимся местной церковной истории.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. Балашов, 2008. С.4.

2. Там же. С.8-25.

3. См. Сведения о состоянии капиталов Балашовского уездного отделения губернского попечительного о тюрьмах комитета (средства пожертвованы на тюремную церковь). Сообщение зав. Балашовской тюрьмой в карательный отдел губотюста (17.03.1919 г.) //ОГУ «Государственный архив Саратовской области» (ГАСО). Ф. Р-546. Оп.1. Д.16. Л.48.

4. Информация об освящении домовой церкви в настоятельском корпусе содержится в епархиальном справочнике (См. Справочная кн. Саратовской епархии. Саратов, 1912. С.121).

Об освящении домовой церкви при домике Преосвященного Павла (Вильчинского) можно узнать из надписи, сделанной на Кресте деревянном закладном, оставшемся от данного храма и ныне хранящемся в музее Саратовской митрополии. Вот текст этой надписи: "От данного храма сохранился Крест деревянный закладной, находящийся ныне в музее Саратовской митрополии, на котором выжжена следующая надпись: «Во Славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. В царствование Благочестивейшаго Государя Императора Николая Александровича II, по благословению Преосвященнаго Епископа Саратовского Иоанна создан Храм сей при Балашовском женском монастыре в лето от сотворения мира (7411) от Рождества же Христова (1903). Освящен храм сей в честь Пресвятыя Богородицы Скоропослушницы и Св. мученицы Параскевы-Пятницы с благословения Преосвященнаго Гермогена Епископа Саратовского и Царицынскаго Епископом Павлом бывшим Пензенским при Настоятельнице монастыря Игумении Марии и сестрах Св. обители в лето от Рождества Христова (1903) месяца Сентября 2-го дня». Из текста этой надписи становится ясно, что домовая церковь была освящена 2 сентября 1903 года в присутствии игуменьи Марии.

5. См. Опись имущества Балашовского Покровского женского монастыря (1911 г.) //Филиал ОГУ «Саратовский государственный архив» в г. Балашове (БФ ГАСО). Ф.60. Оп.1. Д.1. Л.94.

6. См. Саратовский духовный вестник (СДВ). 1912. № 40-41. С. 41; О ликвидации домовой церкви при бывшем духовном училище г. Балашова и передаче культурного имущества в церковь с. Большой Карай Романовской волости, пострадавшую от пожара. Из переписки Балашовского уисполкома с губотуправом (1918 г.) //ГАСО. Ф. Р-456. Оп.1. Д.974. Л.8; Д. 975. Л.40. В документах 1900 г. упоминается диакон домовой церкви при Балашовском духовном училище Сергий Салтыковский (См. Саратовские епархиальные ведомости (СЕВ). 1900. №9. С.143). На широко известной фотографии Балашовского духовного училища отчетливо видна маковка домовой церкви.

7. См. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С.120.

7. См. СЕВ. 1895. №18. С.84.

8. См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. С.12.

9. См. СЕВ. 1914. №1.

10. См. СЕВ. 1914. №1. С. 1

11. См. СЕВ. 1916. №21. С.783.

12. См. СЕВ. 1916. №22. С. 830.

13. См. СЕВ. 1916. №22. С.830.

14. См. СЕВ. 1918. №13-15. С.148.

15. См. СЕВ. 1918. №13-15. С.145-146.

16. См. СЕВ. 1918. №16-18. С.204.

17. См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. С.12.

18. См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. С.13.

19. См. Список не закрытых церквей и молитвенных домов, находящихся в пользовании коллективов верующих по Балашовскому району и г. Балашову. Составлен 7 февраля 1932 г. //Материалы по вопросам религиозных культов (сведения, описи закрытых и действующих церквей, анкеты, переписка и др.) //БФ ГАСО. – Ф.236. – Оп.1. – Д.189. - Л. 28-30. В этом списке есть раздел с информацией о закрытых храмах. О Преображенском храме, закрытом в 1929 г. ("в прошлом году"), писали в своей жалобе от 24 марта 1930 г. прихожане Свято-Троицкого собора (См. Прошение коллектива верующих Соборного храма г. Балашова Нижне-Волжского края во ВЦИК СССР от 24 марта 1930 года //БФ ГАСО. Ф.236. Оп.1. Д.189. Л.388-389 об.).

20. См. СЕВ. 1895. №18. С.84.

21. См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. С. 11.

22. См. СЕВ. 1895. №18. С.84.

23. См. Справочная книга Саратовской епархии. С.121.

24. См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. С. 14-24.

25. См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. Балашов, 2008. С. 14. Кроме того, в публикации С.К. Назаровой не проанализирована, на первый взгляд, противоречивая информация о количестве престолов в Свято-Троицком соборе после его реконструкции и освящения в конце XIX века. Судя по письму протоиерея Романа Левитского в Балашовскую земскую управу (1881 г.), центральная российская власть утвердила возведение трех новых престолов в строящемся здании собора (БФ ГАСО. - Ф.3.- Оп.5. - Д.8. – б/л.), а в итоге их оказалось пять (См. Справочная кн. Саратовской епархии. – Саратов: Типография Союза Печатного Двора, 1912. – С.119). Значит, два из пяти престолов (во имя св. Архистратига Михаила и во имя св. Митрофания, Воронежского Чудотворца) во время строительства продолжали действовать в трапезной церкви. Главный престол - во имя Св. Троицы, судя по тому же письму о. Романа, находился в главном здании, которое было "разобрано" из-за ветхости.

26. См. Церкви, входящие в состав Саратовской епархии во время открытия ее в 1799 году, с указанием времени и освящения их (по данным архива Консистории) //СЕВ. 1900. №7. С.471. Эта страница "СЕВ" размещена на втором снимке справа.

27. См. Еремин Г.В. Город Балашов в ранние годы (К 200-летию воссоздания Саратовской губернии) //Российский исторический журнал. 1997. №3. С.18.

28. См. Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. С. 25.

29. См. СЕВ. 1895. №18. С.85.

30. См., например, раздел "СЕВ", который так и называется "Архив Саратовской Духовной Консистории" (СЕВ. 1895. № 19. С. 362).

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2012-2014

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи.

Кузеванов Л.И. Сколько было православных церквей в дореволюционном Балашове?
//Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". - 2012. – 3 ноября. - 2014. - 15 декабря. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2012-11-03-268

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии".

См. материал "Элементы постмодернизма в работах А.П. Новикова по местной церковной истории".

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены. Материал опубликован в книге: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016.

Категория: Комментарии |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]