Главная » 2018 » Сентябрь » 24 » Балашовский Покровский женский монастырь: проблемы историографии. К 100-летию со дня закрытия.
14:44
Балашовский Покровский женский монастырь: проблемы историографии. К 100-летию со дня закрытия.
В 1917 г. в России насчитывалось 1025 монастырей, 547 из которых были женскими[1]. Среди последних заметное место занимал Балашовский Покровский женский общежительный монастырь, учрежденный в октябре 1884 года. Первой и последней настоятельницей святой обители была игуменья Мария (в миру Мандрыка Екатерина Захаровна, 1841-1920). Становлению и развитию этого монастыря она отдала почти тридцать пять лет своей жизни[2]. В 2019 г. будем отмечаться печальная дата - 100-летие со дня закрытия властями святой обители.

Жизнь игуменьи Марии была тесно связана с Покровским монастырем. Вот почему неточное толкование его истории (прямо или косвенно) приводит к искаженному толкованию биографических данных его настоятельницы.

Например, в некоторых работах видна тенденция к смешению истории и предыстории данного монастыря. Так, А.П. Новиков в 2001 г. писал: "Около 140 лет назад на Балашовской земле возникла первая святая обитель. Начало существованию монастыря было положено в 1862 году, когда балашовский купец Илларион Иванович Иванов на собственные средства и на принадлежавшей ему земле недалеко от города основал женскую богадельню, при которой построил каменную церковь, освященную 13 июля 1862 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы" [26]. Т.В. Платонова без какого-либо обоснования называют 1866 год, как дату основания «женской обители»[4]. Г.А. Самородова утверждает, что в 1903 г. все еще существовала Покровская женская община[5]. С.К. Назарова полагает, что 1860 г. и есть начало истории Балашовского Покровского монастыря [6]. То есть данные исследователи неправомерно отождествляют богадельню, женскую общину с монастырем, что недопустимо с исторической точки зрения.

В XIX веке богадельни возникали повсеместно, но они не были монастырями. Условно их можно сравнивать с современными социальными учреждениями - домами-интернатами для престарелых и инвалидов. Для их устройства передавались благотворительные капиталы и помещения от представителей всех сословий – дворянства, купечества, мещанства, крестьянства. Так, например, в 1860 г. (а не в 1862 году, как ошибочно утверждал А.П. Новиков) балашовский купец И.И. Иванов на собственные средства и на своей земле основал женскую богадельню[7]. Многие богадельни получали семейные имена жертвователей. К примеру, в Петербурге действовали богадельни Елисеевых, Белосельских-Белозерских, графа Апраксина, княгини Салтыковой, фабрикантов Брусницыных. На рубеже XIX–XX веков основной процент обитателей богаделен составляли отставные военные (40 процентов) и мещане (35 процентов). В 1901 году в богадельнях России проживало около 670 тыс. человек[8].

Православные женские общины также не были монастырями. Как отмечает Е.Б. Емченко, в XIX и даже в начале XX вв. многие женские общины в России возникали стихийно без одобрения церковных властей[9]. Так, Рафаиловская Богородице-Успенская женская община начиналась в 1892 г. с самовольной «пустыньки», созданной отставным солдатом. После ухода «солдата-основателя», женщины из окрестных поселений, несмотря на запреты епархиальной власти, продолжили в ней жить. В 1896 г. их было уже пятнадцать[10].

В 1910 г. Казанская Духовная консистория, опираясь на данные Мариинского полицейского управления, квалифицировала Кучумовскую женскую общину как «сборище» и требовала принятия к ней действенных мер[11].

По данным Г. Белимова в с. Безродное Царевского уезда Астраханской губернии «издавна» существовала женская община во главе с некой Марфой (точная дата образования общины пока не установлена)[12].

В конце XIX в. общине был пожертвован земельный участок площадью в 2 десятины 670 кв. саженей, с жилыми корпусами, надворными строениями и фруктовым садом. Основным жертвователем был некий «старец Лукьяныч» - Андрей Лукьянович Черкасов. По воспоминаниям насельницы монастырского подворья Анастасии Абраменковой он имел большое влияние на ход дел в женской общине[13].

В чем заключалось это «влияние» - стало ясно в 1901 г., когда в Безродное прибыла комиссия, состоявшая из священнослужителей, чиновников и жандармского пристава, которому были «приданы» солдаты.

Как отмечает Т.А. Башлыкова, в селе Безродное с давних пор существовали пещеры, которые «обжила» религиозная секта еноховцев во главе со «старцем» А. Л. Черкасовым. Его сторонники начали усиленное рытье подземных «келий» с потайными дверьми.

Елоховцы прекратили всякие контакты с официальной Православной Церковью. Черкасов же «принял на себя роль старца-подвижника, вещуна, говорил, что придёт святой Енох и заберёт всех на небо, назначал день и час «великого сошествия», отпускал грехи и осенял страдальцев крестом, заставлял всех молиться двуперстием.

Он устраивал целые спектакли с подсадными людьми за дверью, которые «вещали голосом этого святого». Люди верили этим «чудесам» и приносили «Лукьянычу» средства и всё своё состояние «на погребение».

Среди членов секты процветал самый настоящий разврат. Законные супруги, например, проживавшие в пещерах, называли себя «братом и сестрой», а «сами жили в преступной связи с другими мужьями и жёнами». Незаконнорожденных детей или убивали, или передавали на воспитание «монашкам»[14].

Вероятно, за свою сомнительную деятельность «старец» Андрей и был арестован (по некоторым сведениям он умер в тюрьме), входы же в пещеры были замурованы солдатами[15].

Скорее всего, из-за всех этих событий в начале ХХ века (возможно, в 1901 году) женская община и получила статус подворья Балашовского Покровского женского монастыря, т.е. стала его частью. В 1908 году в Безродном жили 2 монахини и 33 послушницы.

В пользу этого вывода говорят и воспоминания Анастасии Абраменковой. Описывая свою жизнь в монастырском подворье начала ХХ века, она рассказывает о том, что «главный монастырь был в Балашове» и что в отдельном доме жила «старшая руководительница» из Балашовского монастыря. Старожил П.С. Поляков также указывал на появление «отделения женского Балашовского монастыря» в Безродном «на месте пещер» после исчезновения «старца Лукьяныча»[16].

Покровская женская община в г. Балашове возникла в 1871 г. по согласованию со Св. Синодом, но в начале существования общины ею руководила крестьянка с. Тростянка Е.М. Муратова[17], что в условиях монастыря того времени было бы просто невозможно.

Важно подчеркнуть и другое: в православной женской общине, даже если она создавалась с разрешения церковных властей, не практиковались монашеские постриги, а ее члены не давали монашеских обетов. К концу XIX столетия правительство стало всемерно способствовать организации женских общин в целях благотворительности и миссионерства. В 1896 году в России было 156 женских общин. Монашеский сан, как правило, имела только начальница общины. Так, женской общиной в Балашове с 1872 г. руководила монахиня Сарра (Ананьевская), остальные, в основном, были мирянами [18]. В связи с этим, членов женской общины некорректно называть "послушницами". Послушницы (лица, которые готовятся к принятию монашества) живут в монастыре, выполняя различные монастырские послушания, тем самым привыкая к монастырской жизни, познавая ее. Женская же община не является монастырем, ни его отделением, а значит, там не может быть "послушниц". Видимо, устоявшийся в литературе термин "сестры" (в общеправославном смысле - "братья и сестры") более подходит для обозначения членов женской общины (например, "сестры Балашовской Покровской женской общины").

Термин "сестры" используется и для обозначения насельниц монастыря, но имеет несколько иное наполнение. Монастырь - церковное учреждение, в котором проживают православные христиане, «добровольно избравшие монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры». Основное служение монаха миру – молитва. Поступление в монастырь означает оставление мира и всех мирских отношений, монашествующий оставляет свой родной дом и семью и обретает новую семью – духовную. Как правило, только в условиях монастыря возможно прохождение его насельницами нескольких стадий монашества - инокиня, монахиня и схимонахиня. Монашествующие получают новое имя. Например, Екатерина Захаровна Мандрыка после совершения монашеского пострига (1882 г.) стала именоваться Марией. Оставление монашества влечет за собой церковно-канонические последствия (например, "церковные уставы предписывают не погребать их (т.е. оставивших монашество - Л.К.) на христианском кладбище, вменяют в самоубийц" [24]), что не относится к сестрам женской общины, т.к. они не являются монашествующими, а сама община не является монастырем.

Кроме того, деятельность монастыря строго регламентирована и, в зависимости от его типа, контролируется непосредственно Патриархом (до революции 1917 г. - Священным Синодом) или епархиальным архиереем. Женский монастырь, как правило, возглавляет настоятельница в сане игуменьи [19].

До получения сана игуменьи, назначенная церковными властями руководительница монастыря могла именоваться «начальницей». Так, монахиня Мария (Мандрыка) возглавила только что учрежденный Балашовский Покровский женский монастырь в октябре 1884 г. в качестве начальницы. И только в 1885 г., на основании Указа Св. Синода от 12 февраля 1885 г. за №526 Мария была удостоена сана игуменьи с утверждением на основании циркулярного указа в должности настоятельницы обители. 25 мая 1885 г. в Покровской церкви монастыря Преосвященнейший Павел, епископ Саратовский и Царицынский вручил Марии настоятельский жезл [20]. В монастыре "матушкой" принято было называть только игуменью (монахиня называлась "матерью" с добавлением ее имени). Игуменья, в отличие от монахинь, имела право благословлять. Как правило, игуменьи удостаивались ношения креста [с украшениями (без украшений) или наперсного]. Например, первая и последняя настоятельница Балашовского Покровского монастыря игуменья Мария была удостоена наперсного креста в 1887 г. [21]

В научных работах термин "настоятельница" правильнее использовать в отношении главы монастыря. Видимо, называть руководительницу женской общины "настоятельницей", как это, например, делал А.П. Новиков [23], с научной точки зрения не совсем корректно. В исторических документах чаще встречаются термины "начальница", "попечительница", "управляющая" [22]. Например, монахиня Сарра (Ананьевская) 30 октября 1872 г. была "определена" Преосвященнейшим Иоанникием, епископом Саратовским и Царицынским "начальницею Балашовской Покровской женской общины" [23].

Еще большую терминологическую путаницу А.П. Новиков вносил, называя Сарру "рясофорной монахиней" [27]. На самом деле термин "рясофорная" (т.е. носящая рясу) в то время использовался по отношению к определенной категории послушниц - рясофорным послушницам (в официальных "Саратовских епархиальных ведомостях" довольно часто можно встретить этот термин) [28].

Примером правильного подхода к разграничению понятий "женский монастырь", "женская община" и "женская богадельня" является работа "Ставропигиальный Борисоглебский Аносин женский монастырь". В ней указывается на образование сначала церкви (1799 г.), а при ней богадельни (1821 г.). Затем было образовано "женское общежитие". Но отсчет собственно монастырской истории ведется с 1823 года, когда был образован женский монастырь и назначена первая игуменья обители [25]. В 2016 г. отмечалось 135-летие Сарапульского Благовещенского общежительного женского монастыря. Отсчет времени его существования велся не с даты образования женской "Общины сестер трудолюбия", а с 22 сентября 1881 года, когда был издан Указ Святейшего Синода за №3683 об образовании данного монастыря [29]. Таким образом авторы публикаций и организаторы юбилейных торжеств четко разделяют историю и предысторию указанных выше монастырей.

Ссылки и примечания

[1]См. Религия в истории и культуре /Под редакцией М.Г. Писманника. – Пермь: Книжный двор, 1995. – С.281.

[2]См. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). – М.: Изд-во «Перо», 2014.

[4]См. Платонова Т.В. Тайна игуменьи Марии (листая старые подшивки)
//Балашовская правда. – 1994. – 26 октября. – С.4.

[5]См. Самородова Г.А. Журнал «Нива» о Балашовской земской сельскохозяйственной выставке 1903 года //Российский исторический журнал. - 1995. - №4. – С.30.

[6]См. Назарова С.К. Документы рассказывают... (малоизвестные факты из истории г. Балашова) //Балашовская правда. - 2006. - 12 мая. - С.3. Назарова С.К. ссылается на Протокол №10 очередного заседания Балашовской Городской Думы от 28 мая 1910 года (См. Протоколы Балашовской Городской Думы за первую половину 1910 года. - Балашов: Типография С.И. Сойкина (б/г). - С. 186 //Протоколы Балашовской Городской Думы. 1906-1910. Б.Г.У. //Филиал ОГУ "Государственный архив Саратовской области" в г. Балашове (БФ ГАСО). - Читальный зал. - Ф.1. - оп. 1. Все материалы переплетены в один том, титульный лист отсутствует. С.К. Назарова правильно указала дату образования женской богадельни - 1860 г.

[7]См. Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии: моногр. – Саратов: СГЮА, 2014. – С. 511. Ссылки на источники и литературу см. там же.

[8]См. Ульянова Г. Богадельни //Сайт «Российский фонд помощи».
URL: http://www.rusfond.ru/encyclopedia/2857

[9]См. Емченко Е.Б. Православные женские общины в России в последней трети XVIII - начале XIX века //Сайт Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» «Седмица. RU». URL:http://www.sedmitza.ru/data/160/984/1234/Vest1_151-161.pdf

[10]См. Панкова А. Рафайловская женская община //Сайт «Православный просветитель».
URL: http://www.tobolsk-eparhia-press.ru/prosvetitel/number.php?dat=2014.01&st=7

[11]См. Овчинников В.А. Особенности возникновения Кучумовской женской общины Томской епархии Русской Правсолавной Церкви в начале ХХ в.
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vozniknoveniya-kuchumovskoy-
zhenskoy-obschiny-tomskoy-eparhii-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-nachale-hh-v

[12]См. Белимов Г.С. Загадки старых подземелий //Волжская правда. - 1977. - 6 сентября.

[13]См. Белимов Г.С. Загадка старых подземелий //Волжская правда. - 1977. - 6 сентября. - С.4.

[14]См. Башлыкова Т.А. Были заволжского края: Исторические очерки. - Волгоград, 1999. С.186–188.

[15]См. Белимов Г.С. Загадки старых подземелий //Волжская правда. - 1977. - 6 сентября.

[16]См. Историческая справка прихода Иоанна Богослова г. Волжского //Сайт храма апостола и евангелиста Иона Богослова. URL: http://hram-ioann.ru/index/0-2

[17]Из документа: "Проживающая в Балашовской женской общине крестьянка села Тростянки Балашовского уезда Екатерина Михайлова Муратова Резолюцией Его Преосвященства от 25.10.1871 г. утверждена Начальницей той общины" (См. Саратовские епархиальные ведомости. - 1871. - №24. - С.420-421).

[18]См. Емченко Е.Б. Православные женские общины в России в последней трети XVIII - начале XIX века //Сайт Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» «Седмица. RU». URL:http://www.sedmitza.ru/data/160/984/1234/Vest1_151-161.pdf; Русаков А.Г. История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря //Исторический сайт. - 2015. - 18 января. URL: http://xn----8sbnlabhce1bwkeefm9e.xn--p1ai/; Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //Балашовский край. - 2001. - №1. - С.4.

[19]См., например, сайт «Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей». URL: https://mospat.ru/ru/documents/ustav/xv/; Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария. - М.: Изд-во "Перо", 2014. - С. 27.

[20]См. Справочная книга Саратовской епархии. – Саратов, 1912. – С. 122; Саратовские епархиальные ведомости. - 1885. - № 13. - С.205.

Для сравнения: "По указу Святейшего Синода от 14 марта сего года за № 2737 заведующая Пановским Свято-Троицким женским монастырем Сердобского уезда монахиня Арсения утверждена в должности настоятельницы сего монастыря с возведением в сан игуменьи" (См. Саратовские епархиальные ведомости. - 1905. - №7. - С. 224); "Указом Святейшего Синода от 29 декабря 1914 года за № 20689 монахиня Троицкого Белогорского женского монастыря Царицынского уезда Еннафа утверждена в должности настоятельницы названного монастыря с возведением ее в сан игуменьи" (См. Саратовские епархиальные ведомости. - 1915. - №4. - С. 123). И, наоборот: "Рясофорная послушница Ярославского женского монастыря Виталия по принятии ея в Саратовскую Епархию резолюцией Его Преосвященства от 02.09.1871г утверждена Начальницей Дубовской женской общины" (См. Саратовские перахиальные ведомости". - 1871. - №22. С.374-376). Термин "начальница" по отношению к руководителю женской общины неоднократно встречается в "Саратовских епархиальных ведомостях" [См., например, "начальница Краишевской женской общины" (СЕВ. - 1874. - № 9. - С. 171-172)].

Попытка монахини Сарры в 1874 г. преобразовать Покровскую женскую общину в монастырь не увенчалась успехом (См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //Балашовский край. – 2001. - №1. – С.4).

[21] Cм. Справочная книга Саратовской епархии. - Саратов, 1912. - С. 122. "Наперсным крестом из кабинета Его Императорского Величества без украшений" награждена "настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария" (См. Саратовские епархиальные ведомости. - 1903. - №11. - С. 260).

В своей статье "Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Часть I" А.П. Новиков опубликовал якобы фотографию монахини Сарры, но не сообщил - в каком документе говорится о том, что эта фотография именно монахини Сарры. То есть ряд публикаций А.П. Новикова, посвященные Покровской женской общине и Балашовскому Покровскому женскому монастырю, не лишены элементов постмодернистского "конструирования" прошлого.

[22] См., например, Карпычева Л.А. Общины сестер милосердия и православная церковь //Благотворительность в России. Исторические и социально-экономические исследования. 2004/2005. - СПб., 2005. - С. 120-138. На поисковом сайте "Национальный корпус русского языка" термин "настоятельница" используется только по отношению к главе женского монастыря.

[23] См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Часть II.
Но что интересно, текст документа, подтверждающий назначение монахини Сарры начальницей Балашовской Покровской женской общины, датированный 10 ноября 1872 г. (№ 11093), был опубликован А.П. Новиковым в этом же материале, в заглавии которого почему-то фигурирует термин "настоятельница", а в тексте статьи встречается слово "настоятельство" (применительно к деятельности начальницы общины монахини Сарры).

[24] См. Архимандрит Тихон (Шевкунов). "Несвятые святые" и другие рассказы. - 10-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. - С. 431.

[25] См. Ставропигиальный Борисоглебский Аносин женский монастырь. - М., 2007. - С.6.

[26]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. - С.3.

[27]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. - С.4.

[28]См., например, СЕВ. 1866. № 29. С.1037; 1871. №22. С.374-376.

[29] См. В честь 135-летия Сарапульского Благовещенского общежительного женского монастыря. URL: http://adm-sarapul.ru/about/info/news/6426/

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2014-2018

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи.

Кузеванов Л.И. Балашовский Покровский женский монастырь: проблемы историографии. К 100-летию со дня закрытия //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2014-2018. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2017-01-27-337

Статья размещена с согласия автора.

На первом снимке - недостроенный монастырский Покровский собор. Изображение размещено в интернете в свободном доступе. На втором снимке - игуменья мария (Мандрыка). Фотография любезно предоставлена М.Н. Шашкиной в 2017 году.

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии".

См. монографию «Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария».

См. материал "Элементы постмодернизма в работах А.П. Новикова по местной церковной истории".

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения (просмотра) с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены. Основные положения статьи опубликованы в книге: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016.

Категория: Комментарии |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]