Главная » 2018 » Июль » 2 » "Отбыл в Балашов в имение графини Е.Л. Игнатьевой". О статье А.П. Новикова.
20:44
"Отбыл в Балашов в имение графини Е.Л. Игнатьевой". О статье А.П. Новикова.

В статье Александра Павловича Новикова "Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле" есть одна весьма символическая фраза, выпукло характеризующая его методологию исследования местной церковной истории: "Протоиерей Иоанн ... 6 октября во второй половине дня отбыл в Балашов в имение графини Е.Л. Игнатьевой"[1]. Зададимся вопросом: как мог о. Иоанн "отбыть в Балашов в имение графини Е.Л. Игнатьевой", если это имение находилось в 13 верстах от Балашова?

Но, возможно, это утверждение А.П. Новикова единично и явилось некой случайностью, относящейся к области редактирования и корректирования текстов? К сожалению, внимательное и комплексное изучение этого произведения Александра Павловича не дает оснований для подобного оптимизма. Статья содержит ряд весьма сомнительных с научной точки зрения утверждений и положений, касающихся истории освящения нового трехпрестольного здания Свято-Троицкого собора (5-7 октября 1895 г.).

Во-первых, из текста статьи А.П. Новикова видно - ее автор не знал о том, что два придела, находившиеся в трапезной Свято-Троицкого собора, не прекращали функционировать на всем протяжении строительства нового трехпрестольного здания собора. Вероятно, Александр Павлович не обратил внимания на заголовок статьи, на которую ссылался, - "Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года". После освящения этих трех престолов, соборная церковь из двухпрестольной превратилась в пятипрестольную [2]. Вот почему А.П. Новиков (не зная всего этого) использовал словосочетание "новый Свято-Троицкий собор"[3], не уточняя о какой части храма идет речь.

Во-вторых, отсюда происходит и другая его ошибка - уверенность в том, что Преосвященный Николай (Налимов) мог совершить Божественную литургию в сентябре 1894 г. в тогда еще не освященном новом здании Свято-Троицкого собора (то есть за год до реального освящения). Не без патетики он писал: "Это было первое архиерейское служение во вновь возведенном храме" [4]. На самом деле Преосвященный Николай совершал литургию в одном из приделов двухпрестольного (с 1879 г.) Свято-Троицкого собора. Судя по тексту статьи "Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове"[5], он служил литургию, скорее всего, в приделе во имя святителя Митрофания, Воронежского Чудотворца. Таким образом, А.П. Новиков, не имея каких-либо достоверных данных, указывавших бы на то, что владыка совершил литургию в сентябре 1894 г. в новой, неосвященной части Свято-Троицкого собора, "сконструировал" целый сюжет из местной церковной истории.

Кроме того, нет достоверных сведений о том, было ли окончательно достроено и "благоукрашено" новое здание в 1894 году. Скорее всего нет, иначе трудно понять, почему его не освятили в этом году или, скажем, в начале 1895 г. Аргументация, которую привел в своей статье А.П. Новиков (кратко она звучит так: "ожидали приезда Иоанна Кронштадтского в 1895 году") не убедительна и не подкреплена ссылками на документы. В статье "Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове"(1894 г.), на которую ссылался А.П. Новиков, вообще нет никаких данных о переносе освящения нового здания.

Возможно, Александр Павлович пользовался какими-то иными источниками, но в тексте статьи в нужном месте отсутствуют ссылки. Но если данная версия переноса освящения нового здания на 1895 г. в связи с приездом о. Иоанна действительно существовала, то А.П. Новиков должен был проверить ее на достоверность. Вполне может возникнуть вопрос: а не была ли эта версия кем-то специально запущена в информационное пространство тогдашнего Балашова, чтобы просто-напросто прикрыть сам факт незавершенности строительства нового трехпрестольного здания собора в 1894 году? Если это так, то каковы были реальные причины переноса освящения здания: финансовые, организационные, личностные?

В-третьих, анализ статьи "Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове" (1894 г.) показал, что А.П. Новиков домыслил, "сконструировал" еще одно историческое событие, заявив, что в сентябре 1894 г. Преосвященный Николай приехал в Балашов, "дабы лично удостовериться в готовности Свято-Троицкого собора к освящению", что он "подробно ознакомился с результатами строительных и отделочных предметов в его ризнице и с важнейшей храмовой документацией"[6]. И этой информации в статье 1894 г. нет. Можно говорить о том, что А.П. Новиков использовал постмодернистский прием "декоративных ссылок" для того, чтобы создать видимость "научности" созданного им "конструкта".

В-четвертых, А.П. Новиков, говоря о значении освящения Троицкого собора, писал (при этом не делая каких-либо ссылок на источник) следующее: "Три дня во вновь устроенном храме совершалось (так в тексте - Л.К.) торжественная архиерейская служба, три дня у балашовцев был светлый духовный праздник, в котором живое участие принимали преосвященный Николай и великий молитвенник на благо всех страждующих телесными и душевными недугами досточтимый протоиерей Иоанн Кронштадтский" [7].

Но ведь эти слова (с небольшими отличиями) впервые написал не А.П. Новиков, а безвестный автор, "очевидец", живший в конце XIX века. Приводим первозданный текст, который А.П. Новиков, видимо, чуть-чуть "подправил": "Три дня в этом новоосвященном храме совершалась торжественная Архиерейская божественная служба, три дня у балашовцев был духовный светлый праздник, в котором принимали живое участие дорогие нам гости – любимейший наш архипастырь Преосвященнейший Николай и досточтимый всею православной Русью о. Иоанн Сергиев"[8]. Как говорится, комментарии излишни.

В-пятых, в своей статье А.П. Новиков писал: "Город был полон слухами о случаях исцеления больных по его (о. Иоанна - Л.К.) молитвам"[9], но почему-то ничего не сообщил о реальном исцелении Иоанном Кронштадтским двух глухонемых юношей в имении графини Е.Л. Игнатьевой 6 октября 1895 г. [10] Подобная "избирательность" вообще характерна для "новиковской" методологии изучения церковной истории. Например, он старательно обошел информацию источника о том, что о. Иоанн поблагодарил исправника, двух приставов и «всю полицию» за то, что они «охраняли его от народа, который мог задавить его»[11]. Ничего не сообщил А.П. Новиков о том, что из-за большого количества молящихся в Свято-Троицком соборе была «страшная духота и давка, вследствие чего народная масса волновалась из стороны в сторону, слышался глухой гул от движения массы и по местам сдержанные стоны просящих пощады"[12].

Проведенный анализ статьи А.П. Новикова дает основание говорит о том, что она не лишена элементов постмодернистского "конструирования" прошлого, субъективного, избирательного подхода к историческим фактам, что и привело к серьезному искажению истории освящения нового здания Свято-Троицкого собора. А.П. Новиков попытался представить некую "лубочную", идиллическую картинку освящения храма, обходя, видимо, "неудобные", на его взгляд, сообщения дореволюционного, официального церковного источника, каким был журнал "Саратовские епархиальные ведомости". Надо ли говорить о том, что подобные "исследовательские подходы" искажают дореволюционную церковную историю? В связи с этим нелишне будет напомнить предостережение Святейшего Патриарха Кирилла о недопустимости идеализации дореволюционной истории Церкви [13].

Ссылки и примечания

[1]. См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле //Православное слово: Издание Балашовской епархии РПЦ. 2015. №5. С. 5.

[2]. О том, что Свято-Троицкий собор был пятипрестольным можно узнать в "Справочной книге Саратовской епархии" (Саратов, 1912. С. 119). Красотой Свято-Троицкого собора восхищались не только местные жители, но и гости города. Так, 6 июня 1908 года, в связи с похоронами Преосвященного Павла (Вильчинского), в Балашов приехал епископ Пензенский и Саранский Митрофан (Симашкевич). В 12 часов он посетил Свято-Троицкий собор и "подробно" его "осмотрел", "удивился его грандиозности и великолепию, что и высказал ктитору-строителю собора В.П. Туркину" (См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший епископ Пензенский и Саранский (Некролог) //Саратовский духовный вестник. 1908. №28. С. 4). "С.С.С.", видимо, первые буквы ФИО автора материала.

[3]. См. Новиков А.П. Указ. соч. С. 4.

[4]. Там же.

[5]. См. Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове //Саратовские епархиальные ведомости. 1894. № 20. С. 914-917.

В "Справочнике православного человека. Обряды Православной Церкви" читаем: "По окончании постройки новой церкви или капитального ремонта существовавшей прежде положено произвести ее освящение. Освящение храма бывает двух видов. 1. Полное (великое), изложенное в Требнике под названием «Чин освящения храма, от архиерея творимаго». 2. Неполное (малое), состоящее только в водоосвящении и окроплении святой водой храма и церковных построек. Полное освящение совершается, если 1) храм вновь построен или капитально отремонтирован; 2) помещение церкви было осквернено использованием его для небогослужебных целей; 3) помещение церкви использовалось неправославными общинами; 4) в храме был передвинут или поврежден Престол. Право освящения храмов принадлежит только епископу. По правилам Вселенской Церкви, если храм не освящен епископом – богослужения в нем приравниваются к расколу и виновные в этом подлежат запрещению" (См. Справочник православного человека. Обряды Православной Церкви. URL: http://azbyka.ru/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-obryady-pravoslavnoj-cerkvi#t8).

В статье "Чин освящения храма архиереем" читаем: "Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым" (См. Чин освящения храма архиереем.
URL: http://www.pravoslavie.ru/2325.html).

[6]. См. Новиков А.П. Указ. соч. С. 4. В материале "Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове" подчеркивалось, что визит владыки Николая в Балашов был "из ряда обыкновенных архиерейских посещений" (С. 918). То есть о "специализированности" поездки епископа ("дабы лично удостовериться в готовности Свято-Троицкого собора к освящению") не может быть и речи.

[7]. См. Новиков А.П. Указ. соч. С. 5.

[8]. См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года //Саратовские епархиальные ведомости. 1895. №22. 15 ноября. С.940.

[9]. См. Новиков А.П. Указ. соч. С.4.

[10]. См. См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа //Саратовские епархиальные ведомости. 1895. №22. 15 ноября. С. 945-946.

[11]. См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа. С.946-947.

[12]. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С.936.

[13]. См. Святейший Патриарх Кирилл: «Церковь нуждается в свободе именно для того, чтобы сохранять свой духовный потенциал» //Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. – 2015. - 5 декабря.
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4288371.html

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; 2016

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи.

Кузеванов Л.И. "Отбыл в Балашов в имение графини Е.Л. Игнатьевой". О статье А.П. Новикова [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2016-08-24-369

Изображение епископа Николая (Налимова), сыгравшего важную роль в освещении нового трехпрестольного здания Свято-Троицкого собора, размещено в интернете в свободном доступе.

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии".

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены. Материал опубликован в книге: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016.

Категория: Комментарии |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]