Главная » 2018 » Июль » 2 » История освящения нового здания Свято-Троицкого собора в 1895 году: достоверны ли оценки?
15:37
История освящения нового здания Свято-Троицкого собора в 1895 году: достоверны ли оценки?
В 2015 году Александр Павлович Новиков опубликовал статью "Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле"[1], которая вызывает вопросы на предмет достоверности сообщаемых сведений и оценок.

А.П. Новиков писал: "Возводившийся в течение 15 лет балашовским городским обществом новый Свято-Троицкий собор в 1894 году был окончательно отстроен и благоустроен, снабжен всем необходимым для Богослужения. В этот же год планировалось его освящение, но посещение Иоанном Кронштадтским Саратова внесло некоторые коррективы. Многолетний городской голова и ктитор собора В. П. Туркин от имени делегации, прибывшей из Балашова встретить знаменитого протоиерея, обратился к владыке Николаю с просьбой пригласить Иоанна на освящение вновь возведенного собора. Архиерей охотно поддержал эту инициативу, а отец Иоанн в знак уважения к своему давнему и доброму знакомому и согласно своему трепетному отношению к храмам Божиим с превеликой охотой и радостью дал согласие, уверив Преосвященного, что после посещения Москвы, запланированного на будущий год, обязательно прибудет в Балашов. В результате было решено, что освящение новоустроенного балашовского храма состоится в начале октября следующего, 1895, года"[2].

При этом А.П. Новиков дает ссылку под №4 на статью "Пребывание Преосвященного Николая, Епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове". Однако внимательное изучение этой статьи дает основание утверждать, что там отсутствует данная информация. Выходит, А.П. Новиков просто-напросто придумал эти сюжеты [3].

Далее А.П. Новиков пишет: "Дабы лично удостовериться в готовности Свято-Троицкого собора к освящению, саратовский епископ накануне праздника Воздвижения Креста Господня, 12 сентября 1894 года, прибыл в Балашов. На следующий день он служил всенощную в Ильинской церкви, сам вынес на главе Крест на средину храма и в сослужении всех городских священнослужителей совершил трогательный обряд Воздвижения Креста, а 14 сентября при огромном стечении народа совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе и молебное пение Св. Живоначальной Троице, Кресту и святителю Митрофанию. Это было первое архиерейское служение во вновь возведенном храме"[4].

В этом фрагменте статьи содержится явное противоречие: как мог епископ Саратовский и Царицынский Николай совершать Божественную литургию "во вновь возведенном храме", освящение которого произошло спустя целый год? То есть А.П. Новиков, видимо, хотел убедить своих читателей в том, что правящий архиерей мог совершить Божественную литургию в неосвященном храме?

Напрашивается вполне очевидный вывод: А.П. Новиков не знал о том, что в 1879 г. был "сломано" только главное здание соборной церкви, где находился престол во имя Св. Троицы. Два престола - во имя Архистратига Михаила и Митрофания, Воронежского Чудотворца, находившиеся в трапезной, продолжали действовать [5]. То есть Преосвященный Николай совершал Божественную литургию 14 сентября 1894 г. в "старой" части соборного здания, не подвергавшейся "разборке", - в одном из приделов (возможно, в приделе во имя св. Митрофания, Воронежского Чудотворца).

Фраза А.П. Новикова "Дабы лично удостовериться в готовности Свято-Троицкого собора к освящению", при внимательном изучении источника, на который он ссылался, не находит своего подтверждения. В уже упоминавшемся выше материале "Пребывание Преосвященного Николая, Епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове" сказано только, что "По окончании литургии, Преосвященный осматривал в подробности новопостроенный соборный храм и новую церковную утварь" [6]. Однако о результатах этого осмотра, а тем более о готовности построенного здания "к освящению" и о самом освящении здесь нет ни слова. В данном случае мы вновь сталкиваемся с произвольным домысливанием, постмодернистским "конструированием" исторических фактов со стороны А.П. Новикова.

Говоря о пребывании о. Иоанна в Балашове 4 октября 1895 года, А.П. Новиков писал: "На следующий день (4 октября - Л.К.) о. Иоанн служил утреню и раннюю обедню в теплом приделе соборного храма. Молящихся собралось столько, что собор не смог вместить всех желающих..."[7]. Этот факт лишний раз свидетельствует о том, что до освящения вновь построенного главного здания церкви, о. Иоанн 4 октября 1895 г. мог служить "обедню", то есть Божественную литургию, только в каком-то одном из двух приделов собора, не прекращавших свое функционирование во время строительства главного соборного здания.

Таким образом, в документах 1879-1894 гг. говорится о действующем двухпрестольном Троицком соборе. После освящения трех престолов в начале октября 1895 года, находившихся в новом главном здании церкви, Троицкий собор стал пятипрестольным (престолы во имя: Св. Троицы, св. Николая Чудотворца, св. великомученицы Екатерины - в новом главном здании и в трапезной - во имя Архистратига Михаила и св. Митрофания Воронежского Чудотворца).

Обнаруженные факты "конструирования" местной церковной истории А.П. Новиковым говорят о том, что содержание его публикаций о Свято-Троицком соборе нуждается в тщательной проверке на предмет достоверности сообщаемых данных.

Ссылки и примечания

1. См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле //Православное слово: Издание Балашовской епархии РПЦ. 2015. №5. С. 4-5.

2. См. Новиков А.П. Указ. соч.

3. Однако это вовсе не означает, что не могут быть представлены доказательства, подтверждающие перенос на целый год освящения нового здания Свято-Троицкого собора из-за договоренности с о. Иоанном. Речь идет о том, что в анализируемой статье А.П. Новикова отсутствуют подобные свидетельства.

4. См. Новиков А.П. Указ. соч.

5. См. Саратовские епархиальные ведомости. - 1895. - №18. - С. 83. В частности, на этой странице говорится о том, что Троицкая церковь "сломана" в 1879 г. и что на прежнем месте строится новое здание. Далее читаем: "престолов в приделах два: по правую сторону - во имя святого Архистратига Михаила, а полевую - во имя св. Митрофания, Воронежского чудотворца". Кроме того, простое сопоставление фактов: сколько престолов, с какими наименованиями, в каком месте были освящены в начале октября 1895 года (три престола в новом главном здании) и сколько оказалось престолов в итоге (пять престолов), говорит о том, что два престола, находившиеся в трапезной, продолжали действовать во все время строительства главного соборного здания. Об этом же говорит факт совершения Божественной литургии в сентябре 1894 года в Троицкой церкви за год до освящения нового здания собора.

6. См. Пребывание Преосвященного Николая, Епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове //Саратовские епархиальные ведомости. - 1894. - №20. - С. 914. В этом материале отмечалось, что "Посещение Преосвященнейшим Николаем города Балашова было из ряда обыкновенных архиерейских посещений" (С. 918). Таким образом, не может быть и речи о каком-то специальном приезде Преосвященного Николая в Балашов, "дабы лично удостовериться в готовности Свято-Троицкого собора к освящению". Наоборот, напрашивается вывод о том, что храм по каким-то причинам не был готов к освящению. В этом, видимо, и заключается главная причина переноса освящения на октябрь 1895 года, то есть на целый год.

7. См. Новиков А.П. Указ. соч.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2016

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи.

Кузеванов Л.И. История освящения нового здания Свято-Троицкого собора в 1895 году: достоверны ли оценки? [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2015-10-02-365

Изображение Иоанна Кронштадтского размещено в интернете в свободном доступе.

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии".

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения (просмотра) с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены. Материал опубликован в книге: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016.

Категория: Комментарии |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]