Главная » 2018 » Июнь » 1 » Элементы постмодернизма в работах А.П. Новикова по местной церковной истории.
10:34
Элементы постмодернизма в работах А.П. Новикова по местной церковной истории.
Как известно, постмодернизм размывает границу между фактом и вымыслом, ориентируясь на тезис «утверждаю – значит, так есть»[1]. Элементы постмодернизма четко прослеживаются в работах Александра Павловича Новикова по церковной истории Балашовского края.

Например, в 2001 г. он писал: "Около 140 лет назад на Балашовской земле возникла первая святая обитель. Начало существованию монастыря было положено в 1862 году, когда балашовский купец Илларион Иванович Иванов на собственные средства и на принадлежавшей ему земле недалеко от города основал женскую богадельню, при которой построил каменную церковь, освященную 13 июля 1862 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы"[2].

Во-первых, данная богадельня была построена не в 1862, а в 1860 году[3]. Во-вторых, богадельня не может называться монастырем. Дело в том, что в XIX веке богадельни возникали повсеместно, условно их можно сравнивать с современными социальными учреждениями - домами-интернатами для престарелых и инвалидов. Для их устройства передавались благотворительные капиталы и помещения от представителей разных сословий – дворянства, духовенства, купечества, мещанства, крестьянства. Многие богадельни получали семейные имена жертвователей. К примеру, в Петербурге действовали богадельни Елисеевых, Белосельских-Белозерских, графа Апраксина, княгини Салтыковой, фабрикантов Брусницыных. На рубеже XIX–XX веков основной процент обитателей богаделен составляли отставные военные (40 процентов) и мещане (35 процентов). В 1901 году в богадельнях России проживало около 670 тыс. человек [4].

А.П. Новиков называл монахиню Сарру (Ананьевскую) настоятельницей Балашовской Покровской женской общины [5], что с научной точки зрения некорректно, так как православные женские общины, также как и женские богадельни, не были монастырями. Главное отличие женской общины от монастыря заключалось в том, что в общине, даже если она создавалась с разрешения церковных властей, не практиковались монашеские постриги, а ее члены не давали монашеских обетов. К концу XIX столетия правительство стало всемерно способствовать организации женских общин в целях благотворительности и миссионерства. В 1896 году в России было 156 женских общин [6]. Руководителей женских общин в России официально называли "начальницами" ("заведующими", "управляющими"), но не настоятельницами. Назначал их правящий архиерей. Причем начальница общины могла быть назначена из числа мирян, что в условиях официального православного монастыря второй половины XIX в. было немыслимо.

Так, первой начальницей (по версии А.П. Новикова - настоятельницей) Балашовской Покровской женской общины была крестьянка с. Терновки Балашовского уезда Екатерина Михайловна Муратова [7]. Резолюцией саратовского епископа Иоанникия начальницей (но не настоятельницей) Дубовской женской общины была назначена рясофорная послушница Ярославского женского монастыря Виталия ("по принятии ея в Саратовскую Епархию") [8]. В 1872 г. Преосвященным Иоанникием начальницей Балашовской Покровской женской общины (а не настоятельницей, как утверждает А.П. Новиков [9]) была назначена монахиня Сарра (Ананьевская) [10].

Назначение же настоятельниц происходило Св. Синодом с возведением в сан игуменьи и вручением настоятельского жезла. Так, монахиня Мария (Мандрыка), на основании Указа Св. Синода от 12 февраля 1885 г. (№ 526), была удостоена сана игуменьи с утверждением на основании циркулярного указа в должности настоятельницы Балашовского Покровского женского общежительного монастыря [11]. 25 мая 1885 г. в монастырской Покровской церкви (построена в 1862 г.) Преосвященнейший Павел, епископ Саратовский и Царицынский вручил Марии настоятельский жезл [12]. Монахиня Пановского Свято-Троицкого женского монастыря Сердобского уезда Арсения 14 марта 1905 г. была утверждена "в должности настоятельницы сего монастыря с возведением в сан игуменьи" [13]. Монахиня Троицкого Белогорского женского монастыря Царицынского уезда Еннафа 29 декабря 1914 г. была "утверждена в должности настоятельницы названного монастыря с возведением ее в сан игуменьи"[14].

Нужно особо подчеркнуть важную особенность монастыря по сравнению с женской общиной. Поступление в монастырь означало оставление мира и всех мирских отношений, монашествующий оставлял свой родной дом и семью и обретал новую семью – духовную. Основное служение монаха миру – молитва. Как правило, только в условиях монастыря возможно было прохождение его насельницами нескольких стадий монашества - инокиня, монахиня и схимонахиня. Монашествующие получали новое имя [15]. Оставление же монашества влекло за собой церковно-канонические последствия. "Человек, оставляющий монашество, - подчеркивает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, - нарушает обет, данный Самому Богу, и, как клятвопреступник, он лишается церковного общения, не может участвовать в таинствах, а значит, и вступать в церковный брак. В древности монахов, ушедших из монастыря, хоронили за оградой кладбища, как самоубийц" [16]. Все это не относилось к сестрам женской общины, т.к. они не являлись монашествующими, а сама община не являлась монастырем.

Кроме того, надо учитывать еще два существенных исторических факта: 1) попытка монахини Сарры в 1874 г. преобразовать Покровскую женскую общину в монастырь не увенчалась успехом [17], 2) и лишь в октябре 1884 г. (уже после смерти монахини Сарры)[18] Св. Синод учредил Балашовский Покровский женский общежительный монастырь [19]. Именно с этого времени и начинается собственно история данного монастыря. Деятельность же богадельни и женской общины в 1860-1884 гг. была своего рода предпосылкой образования Балашовского Покровского женского монастыря и хронологически относится к его предыстории. Вот почему А.П. Новиков явно ошибался, когда использовал термин "монастырь" применительно к 1882 году [20] (в то время существовала женская община). Мало того, А.П. Новиков почему-то не обратил внимание на то, что современники Сарры также не считали (заметим, и не могли считать) Балашовскую общину монастырем, а ее руководительницу "настоятельницей" (как ошибочно полагал А.П. Новиков [21]). Автор некролога, священник Разумов, говорит о Сарре как о "начальнице" Балашовской женской "общины" - это видно прежде всего в названии опубликованного им материала [22].

В стремлении "подогнать" факты под заранее выработанную схему, А.П. Новиков иногда доходил до абсурда. Как можно было, например, монахиню Сарру называть "настоятельницей", когда в документе, который обнаружил сам же А.П. Новиков, говорилось о том, что Сарру назначили "начальницей" Балашовской Покровской женской общины?[23]

Таким образом, в результате "конструирования" прошлого, произведенного А.П. Новиковым, получается, что в истории Балашовского монастыря была не одна настоятельница, а три - крестьянка Е.М. Муратова, монахиня Cарра (М.В. Ананьевская) и игуменья Мария (Е.З. Мандрыка). Этого мнения А.П. Новиков, вероятно, придерживался до конца своей жизни [24], о чем свидетельствуют три его публикации, посвященные "настоятельнице" монахине Сарре, опубликованные, соответственно, 9 февраля, 1 марта и 25 марта 2015 года на сайте "Балашов. Краеведческий поиск" [25]. На самом же деле, как было показано выше (а в 2014-2016 гг. в нескольких наших книгах), игуменья Мария (Мандрыка) была первой и единственной настоятельницей Балашовского Покровского женского общежительного монастыря [26].

В другой статье А.П. Новиков опубликовал якобы фотографию монахини Сарры, но не сообщил - в каком документе говорится о том, что эта фотография именно монахини Сарры [27]. Исследователь почему-то монахиню Сарру называл "рясофорной монахиней" [28], хотя в дореволюционных женских монастырях "рясофорными" могли называть только определенную категорию послушниц [29].

Сомнительно сообщение А.П. Новикова о возрасте матери Сарры. Автор некролога о. Прокопий свидетельствует: монахиня Сарра умерла в 58 лет, то есть еще относительно молодой. В связи с этим, утверждение А.П. Новикова о том, что она прожила более 60 лет [30], видимо, недостоверно. Об этом же косвенно свидетельствует тот факт, что Александр Павлович, пытаясь заручиться архивными данными, однако не раскрыл название документа, а привел только "глухую" ссылку на архивные фонд, опись и дело. Такой подход к анализу архивных документов неоднократно критиковался и не может быть приемлемым в профессионально организованном исследовании. Нужно обязательно указывать название документа (в тексте статьи или в ссылке), чтобы читатель мог убедиться в уровне достоверности сообщаемых сведений. Ведь под "глухой" архивной ссылкой могут скрываться документы, достоверность которых может быть весьма сомнительной (например, в архивах содержится много документов никем не подписанных, черновики докладов и справок и т.д.). То же самое можно сказать о тираде А.П. Новикова: "Отец и мать её были людьми глубоко верующими и богобоязненными – в воскресные дни вместе с детьми они непременно посещали богослужения в Благовещенском кафедральном соборе, а в доме их царила атмосфера полного согласия и доброжелательности. Именно в эти годы у Марии были заложены основы молитвенного строя ее души" [31]. И снова никаких ссылок.

"Бессылочный" подход к биографии монахини Сарры прослеживается при чтении доброй половины первой части статьи А.П. Новикова "Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884)"[32]. О чем только не пишет автор: о театрах, храмах, которые якобы посещала Мария, и даже о ее чувствах и мыслях. Но вот откуда все это взял А.П. Новиков - узнать невозможно по той же причине - нет ссылок на документы и литературу. Налицо явное постмодернистское "конструирование" прошлого.

"Бессылочно"-постмодернистский подход к биографии монахини Сарры четко прослеживается и в двух других частях выше указанной статьи А.П. Новикова. Так, он пишет: "Путешествия по святым местам, поклонение мощам угодников Божиих, общение с насельниками монастырей и паломниками – все это обогатило Марию новым духовным опытом и послужило прочным основанием для принятия окончательного решения посвятить дальнейшую жизнь свою служению Богу и Церкви"[33]. Неизвестно - на чем основан этот "благодушный" вывод.

А.П. Новиков пишет (опять не ссылаясь на какие-либо документы): "Сарра вновь стала хлопотать перед епархиальным начальством, и в январе 1884 г. получила архиерейское благословение на поездку в Санкт-Петербург. Она решила немедленно отправиться в столицу, чтобы предстать пред Св. Синодом и лично доложить о состоянии дел в вверенной ей обители... Отправившись в путь, Сарре удалось добраться лишь до Аткарска, где 25 января (6 февраля) 1884 г. с нею приключился сердечный приступ, от которого она вскоре, причастившись Св. Тайн, скончалась"[34].

Но ведь Сарра поехала не в Санкт-Петербург, а в Саратов, в епархиальное управление, с годичным отчетом о состоянии «экономической части общины». Она только планировала там получить благословение на поездку "в Москву и Санкт-Петербург"[35]. Кто теперь может сказать - получила бы она это благословение или нет? То есть А.П. Новиков снова "конструирует" историю, заявляя, что Сарра якобы заранее получила архиерейское благословение и поехала в столицу.

А.П. Новиков, сделав одну ссылку на некролог о. Прокопия [36], почему-то отказался от каких-либо комментариев, хотя трактовка биографии Сарры, предложенная о. Прокопием в официальных "Саратовских епархиальных ведомостях", весьма отличается от "новиковской".

Говоря в 2001 году о "непосредственном участии" епископа Павла (Вильчинского) в сооружении монастырского Покровского собора и пристройки к нему, А.П. Новиков не ссылался на исторические источники, допуская тем самым простое домысливание без опоры на документы. Кроме того, словосочетание "непосредственное участие" допускает участие архиерея непосредственно в самих строительных работах, что маловероятно. При изучении проблемы долгов Балашовского женского монастыря, А.П. Новиков проигнорировал целый ряд документов, что привело к искажению реальной картины событий [37].

Данный автор утверждал в 2002 году, что епископ Павел родился в 1930 году [38], не ссылаясь на какие-либо документы. Однако автор некролога, опубликованного еще в 1908 году в журнале "Саратовский духовный вестник" - официальном печатном органе Саратовской епархии - обоснованно считал, что он "родился в ноябре 1826 года" в семье "сельского священника Подольской епархии" и "скончался около 82 лет от роду"[39].

Эти данные относятся к разряду весьма достоверных. Не надо забывать, что Преосвященный Павел в 1882-1889 годах был правящим архиереем Саратовской епархии. В 1902-1908 гг. он жил на покое в Балашовском Покровском монастыре, находившемся на канонической территории все той же Саратовской епархии. Настоятельницей этого монастыря была его духовная ученица игуменья Мария (в миру Екатерина Захаровна Мандрыка, 1841-1920), начавшая руководить обителью в годы правления епископа Павла.

В Саратовской епархии не могли не знать даты рождения своего бывшего правящего архиерея, а игуменья Мария - даты рождения своего учителя, так много доброго сделавшего для нее. Мало того, в текущих епархиальном и монастырском архивах должны были отложиться какие-то документы (или их копии), удостоверявшие его личность. Все это вместе взятое дает основание утверждать, что дата рождения (1826 г.) такого известного в России архиерея, каким был Преосвященный Павел, перед публикацией некролога, видимо, была тщательно проверена, иначе откуда могла взяться фраза - "скончался около 82 лет от роду". Нужно отметить, что в литературе 1826 год, как дату рождения епископа Павла, никто и никогда не опровергал. В 2018 году вышло посмертное издание книги А.П. Новикова об епископе Павле, где наконец-то была указана правильная дата рождения архиерея - 1826 год [40].

Кроме того, правомерно ли использование А.П. Новиковым термина "святитель" по отношению к Преосвященному Павлу без разъяснения его смысла [41]? В наше время в Русской Православной Церкви святителями принято называть прежде всего канонизированных архиереев. В этом смысле считать епископа Павла (Вильчинского) святителем преждевременно, т.к. он пока не канонизирован, т.е. не является святым Русской Церкви. Приведем некоторые выдержки из православных справочных изданий: "Святители (свт.) – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например, святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит Московский и др."[42]; "Святителями называют прославленных праведников из числа церковных иерархов — епископов, которые были достойными пастырями, а также проявили личную праведность" [43]; "Святи́тель — святой, стяжавший святость на пути архиерейского служения праведным пастырством и беспорочной жизнью, праведной кончиной осуществивший Промысл Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. В число особо почитаемых святителей входят Василий Великий (379 г.), Григорий Богослов (389 г.), Григорий Нисский (ок. 394), Иоанн Златоуст (407 г.) и Николай Чудотворец (ок. 345). Первым русским святителем является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ок. 1077 г.)" [44]. А вот самое лаконичное определение: "Святитель - святой архиерей" [45].

По этому поводу конкретно высказался Святейший Патриарх Кирилл 19 декабря 2016 года: "В честь святых иерархов, или, как мы их называем, святителей, за Литургией читаются отрывки из Послания к Евреям (Евр. 13:17-21), и Евангелия от Луки, повествующего о Нагорной проповеди Спасителя (Лк. 6:17-23)... святители своими учениями, своими трудами и, может быть, самое главное, своей жизнью актуализировали Божественную истину, которая была вручена Господом святым апостолам" [46].

В любом случае автор (или редактор) произведения, в котором затрагивается тема "святительства", должен разъяснить читателям конкретный смысл, вкладываемый в содержание термина "святитель" (просто архиерей или канонизированный архиерей), сославшись на соответствующую историко-церковную литературу.

В статье Александра Павловича Новикова "Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле" есть одна весьма символическая фраза, выпукло характеризующая его методологию исследования местной церковной истории: "Протоиерей Иоанн ... 6 октября во второй половине дня отбыл в Балашов в имение графини Е.Л. Игнатьевой"[47]. Зададимся вопросом: как мог о. Иоанн "отбыть в Балашов в имение графини Е.Л. Игнатьевой", если это имение находилось в 13 верстах от Балашова?

Но, возможно, это утверждение А.П. Новикова единично и явилось некой случайностью, относящейся к области редактирования и корректирования текстов? К сожалению, внимательное и комплексное изучение этого произведения Александра Павловича не дает оснований для подобного оптимизма. Статья содержит ряд весьма сомнительных с научной точки зрения утверждений и положений, касающихся истории освящения нового трехпрестольного здания Свято-Троицкого собора (5-7 октября 1895 г.).

Во-первых, из текста статьи А.П. Новикова видно - ее автор не знал о том, что два придела, находившиеся в трапезной Свято-Троицкого собора, не прекращали функционировать на всем протяжении строительства нового трехпрестольного здания собора. Вероятно, Александр Павлович не обратил внимания на заголовок статьи, на которую ссылался, - "Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года". После освящения этих трех престолов, соборная церковь из двухпрестольной превратилась в пятипрестольную [48]. Вот почему А.П. Новиков (не зная всего этого) использовал словосочетание "новый Свято-Троицкий собор"[49], не уточняя о какой части храма идет речь.

Во-вторых, отсюда происходит и другая его ошибка - уверенность в том, что Преосвященный Николай (Налимов) мог совершить Божественную литургию в сентябре 1894 г. в тогда еще не освященном новом здании Свято-Троицкого собора (то есть за год до реального освящения). Не без патетики он писал: "Это было первое архиерейское служение во вновь возведенном храме" [50]. На самом деле Преосвященный Николай совершал литургию в одном из приделов двухпрестольного (с 1879 г.) Свято-Троицкого собора. Судя по тексту статьи "Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове"[51], он служил литургию, скорее всего, в приделе во имя святителя Митрофания, Воронежского Чудотворца. Таким образом, А.П. Новиков, не имея каких-либо достоверных данных, указывавших бы на то, что владыка совершил литургию в сентябре 1894 г. в новой, неосвященной части Свято-Троицкого собора, "сконструировал" целый сюжет из местной церковной истории.

Кроме того, нет достоверных сведений о том, было ли окончательно достроено и "благоукрашено" новое здание в 1894 году. Скорее всего нет, иначе трудно понять, почему его не освятили в этом году или, скажем, в начале 1895 г. Аргументация, которую привел в своей статье А.П. Новиков (кратко она звучит так: "ожидали приезда Иоанна Кронштадтского в 1895 году") не убедительна и не подкреплена ссылками на документы. В статье "Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове"(1894 г.), на которую ссылался А.П. Новиков, вообще нет никаких данных о переносе освящения нового здания.

Возможно, Александр Павлович пользовался какими-то иными источниками, но в тексте статьи в нужном месте отсутствуют ссылки. Но если данная версия переноса освящения нового здания на 1895 г. в связи с приездом о. Иоанна действительно существовала, то А.П. Новиков должен был проверить ее на достоверность. Вполне может возникнуть вопрос: а не была ли эта версия кем-то специально запущена в информационное пространство тогдашнего Балашова, чтобы просто-напросто прикрыть сам факт незавершенности строительства нового трехпрестольного здания собора в 1894 году? Если это так, то каковы были реальные причины переноса освящения здания: финансовые, организационные, личностные?

В-третьих, анализ статьи "Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове" (1894 г.) показал, что А.П. Новиков домыслил, "сконструировал" еще одно историческое событие, заявив, что в сентябре 1894 г. Преосвященный Николай приехал в Балашов, "дабы лично удостовериться в готовности Свято-Троицкого собора к освящению", что он "подробно ознакомился с результатами строительных и отделочных предметов в его ризнице и с важнейшей храмовой документацией"[52]. И этой информации в статье 1894 г. нет. Можно говорить о том, что А.П. Новиков использовал постмодернистский прием "декоративных ссылок" для того, чтобы создать видимость "научности" созданного им "конструкта".

В-четвертых, А.П. Новиков, говоря о значении освящения Троицкого собора, писал (при этом не делая каких-либо ссылок на источник) следующее: "Три дня во вновь устроенном храме совершалось (так в тексте - Л.К.) торжественная архиерейская служба, три дня у балашовцев был светлый духовный праздник, в котором живое участие принимали преосвященный Николай и великий молитвенник на благо всех страждующих телесными и душевными недугами досточтимый протоиерей Иоанн Кронштадтский" [53].

Но ведь эти слова (с небольшими отличиями) впервые написал не А.П. Новиков, а безвестный автор, "очевидец", живший в конце XIX века. Приводим первозданный текст, который А.П. Новиков, видимо, чуть-чуть "подправил": "Три дня в этом новоосвященном храме совершалась торжественная Архиерейская божественная служба, три дня у балашовцев был духовный светлый праздник, в котором принимали живое участие дорогие нам гости – любимейший наш архипастырь Преосвященнейший Николай и досточтимый всею православной Русью о. Иоанн Сергиев"[54]. Как говорится, комментарии излишни.

В-пятых, в своей статье А.П. Новиков писал: "Город был полон слухами о случаях исцеления больных по его (о. Иоанна - Л.К.) молитвам"[55], но почему-то ничего не сообщил о реальном исцелении Иоанном Кронштадтским двух глухонемых юношей в имении графини Е.Л. Игнатьевой 6 октября 1895 г. [56] Подобная "избирательность" вообще характерна для "новиковской" методологии изучения церковной истории. Например, он старательно обошел информацию источника о том, что о. Иоанн поблагодарил исправника, двух приставов и «всю полицию» за то, что они «охраняли его от народа, который мог задавить его»[57]. Ничего не сообщил А.П. Новиков о том, что из-за большого количества молящихся в Свято-Троицком соборе была «страшная духота и давка, вследствие чего народная масса волновалась из стороны в сторону, слышался глухой гул от движения массы и по местам сдержанные стоны просящих пощады"[58].

Проведенный анализ статьи А.П. Новикова дает основание говорит о том, что он допускал избирательный подход к историческим фактам, что и привело к серьезному искажению истории освящения нового здания Свято-Троицкого собора. А.П. Новиков попытался представить некую "лубочную", идиллическую картинку освящения храма, обходя, видимо, "неудобные", на его взгляд, сообщения дореволюционного, официального церковного источника, каким был журнал "Саратовские епархиальные ведомости". Надо ли говорить о том, что подобные "исследовательские подходы" искажают дореволюционную церковную историю? В связи с этим нелишне будет напомнить предостережение Святейшего Патриарха Кирилла о недопустимости идеализации дореволюционной истории Церкви [59].

Таким образом, А.П. Новиков осуществлял "конструирование" местной церковной истории с помощью таких постмодернистских приемов, как смешение истории и предыстории края, подмена терминов ("богадельня - монастырь", "женская община - монастырь", "начальница женской общины - настоятельница монастыря", "рясофорная послушница - рясофорная монахиня", "канонизированный архиерей (святитель) - епископ"), придумывание никогда не существовавших исторических фактов, "подгонка" фактов под заранее выстроенную схему, "фигура умолчания", трактовка многозначных понятий как однозначных, декоративные ссылки. Вот почему публикации А.П. Новикова, посвященные истории Балашовского Покровского женского общежительного монастыря, биографии Преосвященного Павла (Вильчинского), истории Свято-Троицкого собора нуждаются в тщательной проверке на предмет достоверности сообщаемых данных и соблюдения методологических стандартов.

Ссылки и примечания

[1]См. Лубский А.В. Альтернативные модели исторического исследования /Отв. ред. Ю.Г. Волков. М., 2005. С. 337.

[2]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //Балашовский край. 2001. №1. С.3.

[3]См. Назарова С.К. Документы рассказывают... (малоизвестные факты из истории г. Балашова) //Балашовская правда. 2006. 12 мая.

[4]См. Ульянова Г. Богадельни [Электронный ресурс].
URL: http://www.rusfond.ru/encyclopedia/2857 (дата обращения: 14.09.2017).

[5]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.4.

[6]См., например, Емченко Е.Б. Православные женские общины в России в последней трети XVIII - начале XIX века [Электронный ресурс].
URL: http://www.sedmitza.ru/data/160/984/1234/Vest1_151-161.pdf
(дата обращения: 14.09.2017).

[7]"Проживающая в Балашовской женской общине крестьянка села Тростянки Балашовского уезда Екатерина Михайлова Муратова Резолюцией Его Преосвященства от 25.10.1871 г. утверждена Начальницей той общины" (См. Саратовские епархиальные ведомости. 1871. №24. С.420-421).

[8]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1871. №22. С.374-376.

[9]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.4.

[10]См. Разумов Прокопий, священник. Некролог начальницы Балашовской женской общины, матери Сарры, скончавшейся 25 января 1884 г. //Саратовские епархиальные ведомости. 1884. №6. С. 176.

[11]См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 148.

[12]См. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 122; Саратовские епархиальные ведомости. 1885. № 13. С. 205. Вместе с тем, до возведения в сан игуменьи и назначения настоятельницей, руководитель женского монастыря могла называться "начальницей" или "управляющей" монастырем. Начальницей монастыря называлась монахиня Мария (Мандрыка) с октября 1884 г. по февраль 1885 г. (См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. С. 147). До назначения настоятельницей и возведения в сан игуменьи монахиня Арсения называлась заведующей Пановским Свято-Троицким женским монастырем (См. СЕВ. 1905. №7. С. 224).

[13]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1905. №7. С. 224.

[14]См. Саратовские епархиальные ведомости. 1915. №4. С. 123.

[15]См., например, Русаков А.Г. История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря [Электронный ресурс]. URL: http://xn----8sbnlabhce1bwkeefm9e.xn--p1ai/ (дата обращения: 14.09.2017); [Электронный ресурс]. URL: https://mospat.ru/ru/documents/ustav/xv/ (дата обращения: 14.09.2017).

[16]См. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Человек не может жить без Бога: статьи, беседы, ответы на вопросы. Саратов, 2010. С. 262. Об этом же, примерно, пишет ныне митрополит Тихон (Шевкунов) (См. Архимандрит Тихон (Шевкунов). "Несвятые святые" и другие рассказы. 10-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 431).

[17]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.4.

[18]См. См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.15.

[19]См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. С.147.

[20]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.4.

[21]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //Балашовский край. 2001. С. 4.
Последняя статья А.П. Новикова так и называется "Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884)". Дата обращения к данной электронной статье 11 декабря 2015 г. ).

[22]См. Разумов Прокопий, священник. Некролог начальницы Балашовской женской общины матери Сары, скончавшейся 25 января 1884 г. //Саратовские епархиальные ведомости. 1884. №6. С. 174-179.

[23]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Часть II.
URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_
iskusstva/nastojatelnica_balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_
monakhinja_sarra_1822_1884_chast_ii/14-1-0-225 (дата обращения: 14.09.2017).
В этой статье (2015 г.) опубликована фотокопия письма Саратовской духовной консистории от 10 ноября 1872 г. в Тульскую духовную консисторию, в котором сообщалось, что монахиня Сарра "определена начальницей Балашовской Покровской женской общины" резолюцией саратовского епископа Иоанникия от 30 октября 1872 г. (№ 5281).

[24]А.П. Новиков скончался 15 мая 2015 года [См. Теплов В. «Историю надо лелеять и беречь, как дитя малое…» [Электронный ресурс]. URL: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/istoriyu-nado-leleyat-i-berech-kak-ditya-maloe (дата обращения: 14.09.2017)].

[25]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Части I-III. [Электронный ресурс].
URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_iskusstva/nastojatelnica_
balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884/14-1-0-224; http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_iskusstva/nastojatelnica_
balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884_chast_ii/14-1-0-225; http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_iskusstva/nastojatelnica_
balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884_chast_iii/14-1-0-226
(дата обращения: 14.09.2017).

[26]См. Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии: Моног. Саратов: СГЮА, 2014. С.78; Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. С. 6, 147. На с. 198 данной книги было особо отмечено: "Словосочетание "первая и последняя настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря" введено в научный оборот нами" (т.е. автором этой книги); Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 165.

[27]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Часть I. URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_
iskusstva/nastojatelnica_balashovskoj_
zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884/14-1-0-224
(дата обращения: 14.09.2017).

[28]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.4.

[29]См. выдержку из документа: "Рясофорная послушница Ярославского женского монастыря Виталия" (См. Саратовские епархиальные ведомости. 1871. №22. С.374-376). Для сравнения: "Состоящего в числе братства Саратовского Спасо-Преображенского монастыря диакона Иоанна Каменского и рясофорного послушника сего же монастыря Филарета Богородицкого, Его Преосвященством разрешено постричь в монашество" (См. Саратовские епархиальные ведомости. 1866. № 29. С.1037).

[30]"Монахиня Сарра (в миру Мария) родилась 12 (24) декабря 1822 г. в уездном городе Нижнедевицке Воронежской губернии" (См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 1). То есть, если следовать А.П. Новикову, монахиня Сарра прожила не 58, а 61 год.

[31]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 1.

[32] См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 1.

33. См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 2.

[34]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 3.

[35]См. Разумов Прокопий, священник. Указ. оч. С. 174,179. Надгробная речь о. Прокопия была опубликована в "Саратовских епархиальных ведомостях" отдельно (1884. №6. С. 179-181).

[36]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 –1884). Часть 3.

[37]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С. 5. Об основных причинах возникновения долгов монастыря см.: Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. С.64-68. Говоря о 100 тыс. руб. монастырского долга (См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.7), исследователь не приводит конкретных данных, подсчетов, что не может не вызывать сомнений в достоверности и обоснованности сообщаемой исторической информации. В посмертном издании книги А.П. Новикова "Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении" (Саратов: СГЮА, 2018. С.54) уже не говорится о "непосредственном участии" епископа в возведении монастырского собора, а только о его "инициативе" и то "по всей видимости".

[38]См. Новиков А.П. Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельности //Балашовский край, 2002, №1. С. 3. Называя 1930 год, как дату рождения епископа Павла, А.П. Новиков тут же, в скобках, сделал оговорку " (по другим данным - в ноябре 1826 года)". Причем, и в этом случае отсутствует ссылки на источники и литературу. Почему А.П. Новиков в 2002 году считал 1830 год более достоверной датой рождения епископа до сих пор остается загадкой. А.П. Новиков никогда и нигде не уточнял, что эта дата ошибочна.

[39] См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог) //Саратовский духовный вестник. 1908. № 28. 13 июля. С. 6, 7.

[40]См. Новикова А.П. Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении. Саратов: СГЮА, 2018. С. 7.

[41]См. Новиков А.П. Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельнос. С.24; он же. Епископ Павел (Вельчинский): Жизнь в служении. Саратов: СГЮА, 2018. С. 95.

[42]См. Лики святости [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/p-tip-svjatosti (дата обращения: 14.09.2017)

[43]См. Лики святости в Православной Церкви [Электронный ресурс].
URL: https://pravoslavie.fm/articles/liki-svyatosti-v-pravoslavnoy-tserkvi/ (дата обращения: 14.09.2017).

[44]См. Лики святых в Православии [Электронный ресурс].
URL: https://kassianovdom.livejournal.com/20181.html (дата обращения: 14.09.2017).

[45]См. Святитель [Электронный ресурс].
URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/slovar2399.htm (дата обращения: 14.09.2017).

[46]См. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга (19.12.2016) [Электронный ресурс].
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4717235.htm (дата обращения: 14.09.2017).

[47]См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле //Православное слово: Издание Балашовской епархии РПЦ. 2015. №5. С. 5.

[48] О том, что Свято-Троицкий собор был пятипрестольным можно узнать в "Справочной книге Саратовской епархии" (Саратов, 1912. С. 119). Красотой Свято-Троицкого собора восхищались не только местные жители, но и гости города. Так, 6 июня 1908 года, в связи с похоронами Преосвященного Павла (Вильчинского), в Балашов приехал епископ Пензенский и Саранский Митрофан (Симашкевич). В 12 часов он посетил Свято-Троицкий собор и "подробно" его "осмотрел", "удивился его грандиозности и великолепию, что и высказал ктитору-строителю собора В.П. Туркину" (См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший епископ Пензенский и Саранский (Некролог) //Саратовский духовный вестник. 1908. №28. С. 4). "С.С.С.", видимо, первые буквы ФИО автора материала.

[49]См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле //Православное слово: Издание Балашовской епархии РПЦ. 2015. №5. С. 4.

[50]См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле. С.4.

[51]См. Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове //Саратовские епархиальные ведомости. 1894. № 20. С. 914-917.

В "Справочнике православного человека. Обряды Православной Церкви" читаем: "По окончании постройки новой церкви или капитального ремонта существовавшей прежде положено произвести ее освящение. Освящение храма бывает двух видов. 1. Полное (великое), изложенное в Требнике под названием «Чин освящения храма, от архиерея творимаго». 2. Неполное (малое), состоящее только в водоосвящении и окроплении святой водой храма и церковных построек. Полное освящение совершается, если 1) храм вновь построен или капитально отремонтирован; 2) помещение церкви было осквернено использованием его для небогослужебных целей; 3) помещение церкви использовалось неправославными общинами; 4) в храме был передвинут или поврежден Престол. Право освящения храмов принадлежит только епископу. По правилам Вселенской Церкви, если храм не освящен епископом – богослужения в нем приравниваются к расколу и виновные в этом подлежат запрещению" (См. Справочник православного человека. Обряды Православной Церкви. URL: http://azbyka.ru/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-obryady-pravoslavnoj-cerkvi#t8).

В статье "Чин освящения храма архиереем" читаем: "Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым" (См. Чин освящения храма архиереем. URL: http://www.pravoslavie.ru/2325.html).

[52]См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земл. С. 4. В материале "Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове" подчеркивалось, что визит владыки Николая в Балашов был "из ряда обыкновенных архиерейских посещений" (С. 918). То есть о "специализированности" поездки епископа ("дабы лично удостовериться в готовности Свято-Троицкого собора к освящению") не может быть и речи.

[53]См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле. С. 5.

[54]См. Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года //Саратовские епархиальные ведомости. 1895. №22. 15 ноября. С.940.

[55]См. Новиков А.П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле. С.4.

[56]См. См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа //Саратовские епархиальные ведомости. 1895. №22. 15 ноября. С. 945-946.

[57]См. Болтинский Николай, священник. Незабвенные три часа. С.946-947.

[58]Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года. С.936.

[59]См. Святейший Патриарх Кирилл: «Церковь нуждается в свободе именно для того, чтобы сохранять свой духовный потенциал» //Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. 2015. 5 декабря.
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4288371.html

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2017-2019

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи

Кузеванов Л.И. Элементы постмодернизма в работах А.П. Новикова по местной церковной истории //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2017-2019. URL: hhttp://bs-t.3dn.ru/news/2018-06-01-361

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии".

Изображение Нестора Летописца размещено в интернете в свободном доступе.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены. Основные положения данной статьи опубликованы в книге: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016.

Категория: Комментарии |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]