Главная » 2018 » Май » 17 » Элементы постмодернизма в работах А.П. Новикова по местной церковной истории.
10:34
Элементы постмодернизма в работах А.П. Новикова по местной церковной истории.
Как известно, постмодернизм размывает границу между фактом и вымыслом, ориентируясь на тезис «утверждаю – значит, так есть»[1]. Элементы постмодернизма четко прослеживаются в работах Александра Павловича Новикова по церковной истории Балашовского края.

Например, в 2001 г. он писал: "Около 140 лет назад на Балашовской земле возникла первая святая обитель. Начало существованию монастыря было положено в 1862 году, когда балашовский купец Илларион Иванович Иванов на собственные средства и на принадлежавшей ему земле недалеко от города основал женскую богадельню, при которой построил каменную церковь, освященную 13 июля 1862 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы"[2].

Но богадельня не может называться монастырем. Дело в том, что в XIX веке богадельни возникали повсеместно, условно их можно сравнивать с современными социальными учреждениями - домами-интернатами для престарелых и инвалидов. Для их устройства передавались благотворительные капиталы и помещения от представителей разных сословий – дворянства, духовенства, купечества, мещанства, крестьянства. Многие богадельни получали семейные имена жертвователей. К примеру, в Петербурге действовали богадельни Елисеевых, Белосельских-Белозерских, графа Апраксина, княгини Салтыковой, фабрикантов Брусницыных. На рубеже XIX–XX веков основной процент обитателей богаделен составляли отставные военные (40 процентов) и мещане (35 процентов). В 1901 году в богадельнях России проживало около 670 тыс. человек [3].

А.П. Новиков называл монахиню Сарру (Ананьевскую) настоятельницей Балашовской Покровской женской общины [4], что с научной точки зрения некорректно, так как православные женские общины, также как и женские богадельни, не были монастырями. Главное отличие женской общины от монастыря заключалось в том, что в общине, даже если она создавалась с разрешения церковных властей, не практиковались монашеские постриги, а ее члены не давали монашеских обетов. К концу XIX столетия правительство стало всемерно способствовать организации женских общин в целях благотворительности и миссионерства. В 1896 году в России было 156 женских общин [5]. Руководителей женских общин в России официально называли "начальницами" ("заведующими", "управляющими"), но не настоятельницами. Назначал их правящий архиерей. Причем начальница общины могла быть назначена из числа мирян, что в условиях официального православного монастыря второй половины XIX в. было немыслимо.

Так, первой начальницей Балашовской Покровской женской общины была крестьянка с. Терновки Балашовского уезда Екатерина Михайловна Муратова [6]. Резолюцией саратовского епископа Иоанникия начальницей (но не настоятельницей) Дубовской женской общины была назначена рясофорная послушница Ярославского женского монастыря Виталия ("по принятии ея в Саратовскую Епархию") [7]. В 1872 г. Преосвященным Иоанникием начальницей Балашовской Покровской женской общины (а не настоятельницей, как утверждает А.П. Новиков [8]) была назначена монахиня Сарра (Ананьевская) [9].

Назначение же настоятельниц происходило Св. Синодом с возведением в сан игуменьи и вручением настоятельского жезла. Так, монахиня Мария (Мандрыка), на основании Указа Св. Синода от 12 февраля 1885 г. (№ 526), была удостоена сана игуменьи с утверждением на основании циркулярного указа в должности настоятельницы Балашовского Покровского женского общежительного монастыря [10]. 25 мая 1885 г. в монастырской Покровской церкви (построена в 1862 г.) Преосвященнейший Павел, епископ Саратовский и Царицынский вручил Марии настоятельский жезл [11]. Монахиня Пановского Свято-Троицкого женского монастыря Сердобского уезда Арсения 14 марта 1905 г. была утверждена "в должности настоятельницы сего монастыря с возведением в сан игуменьи" [12]. Монахиня Троицкого Белогорского женского монастыря Царицынского уезда Еннафа 29 декабря 1914 г. была "утверждена в должности настоятельницы названного монастыря с возведением ее в сан игуменьи"[13].

Нужно особо подчеркнуть важную особенность монастыря по сравнению с женской общиной. Поступление в монастырь означало оставление мира и всех мирских отношений, монашествующий оставлял свой родной дом и семью и обретал новую семью – духовную. Основное служение монаха миру – молитва. Как правило, только в условиях монастыря возможно было прохождение его насельницами нескольких стадий монашества - инокиня, монахиня и схимонахиня. Монашествующие получали новое имя [14]. Оставление же монашества влекло за собой церковно-канонические последствия. "Человек, оставляющий монашество, - подчеркивает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, - нарушает обет, данный Самому Богу, и, как клятвопреступник, он лишается церковного общения, не может участвовать в таинствах, а значит, и вступать в церковный брак. В древности монахов, ушедших из монастыря, хоронили за оградой кладбища, как самоубийц" [15]. Все это не относилось к сестрам женской общины, т.к. они не являлись монашествующими, а сама община не являлась монастырем.

Кроме того, нужно учитывать еще два существенных исторических факта: 1) попытка монахини Сарры в 1874 г. преобразовать Покровскую женскую общину в монастырь не увенчалась успехом [16], 2) и лишь в октябре 1884 г. (уже после смерти монахини Сарры)[17] Св. Синод учредил Балашовский Покровский женский общежительный монастырь [18]. Именно с этого времени и начинается собственно история данного монастыря. Деятельность же богадельни и женской общины в 1860-1884 гг. была своего рода предпосылкой образования Балашовского Покровского женского монастыря и хронологически относится к его предыстории. Вот почему А.П. Новиков явно ошибался, когда использовал термин "монастырь" применительно к 1882 году [19] (в то время существовала женская община).

В другой статье А.П. Новиков опубликовал якобы фотографию монахини Сарры, но не сообщил - в каком документе говорится о том, что эта фотография именно монахини Сарры [20].

А.П. Новиков неизвестно откуда взял сведения о том, что женская богадельня была основана в 1862 г. На самом деле она была возведена в 1860 году [21]. Исследователь почему-то монахиню Сарру называл "рясофорной монахиней" [22], хотя в дореволюционных женских монастырях "рясофорными" могли называть только определенную категорию послушниц [23].

В стремлении "подогнать" факты под заранее выработанную схему, А.П. Новиков иногда доходил до абсурда. Как можно было, например, монахиню Сарру называть "настоятельницей", когда в документе, который обнаружил сам же А.П. Новиков, говорилось о том, что Сарру назначили "начальницей" Балашовской Покровской женской общины?[24]

Говоря о "непосредственном участии" епископа Павла (Вильчинского) в сооружении монастырского Покровского собора и пристройки к нему, А.П. Новиков не ссылался на исторические источники, допуская тем самым простое домысливание без опоры на документы. При изучении проблемы долгов Балашовского женского монастыря, А.П. Новиков проигнорировал целый ряд документов, что привело к искажению реальной картины событий [25]. Данный автор утверждал, что епископ Павел родился в 1930 году [26], не ссылаясь на какие-либо документы. Однако в в некрологе, опубликованном в журнале "Саратовский духовный вестник" - официальном печатном органе Саратовской епархии - говорилось, что он "родился в ноябре 1826 года" в семье "сельского священника Подольской епархии" и "скончался около 82 лет от роду"[27].

Эти данные относятся к разряду весьма достоверных. Не надо забывать, что Преосвященный Павел в 1882-1889 годах был правящим архиереем Саратовской епархии. В 1902-1908 гг. он жил на покое в Балашовском Покровском монастыре, находившемся на канонической территории все той же Саратовской епархии. Настоятельницей этого монастыря была его духовная ученица игуменья Мария (в миру Екатерина Захаровна Мандрыка, 1841-1920), начавшая руководить обителью в годы правления епископа Павла.

В Саратовской епархии не могли не знать даты рождения своего бывшего правящего архиерея, а игуменья Мария - даты рождения своего учителя, так много доброго сделавшего для нее. Мало того, в текущих епархиальном и монастырском архивах должны были отложиться какие-то документы (или их копии), удостоверявшие его личность. Все это вместе взятое дает основание утверждать, что дата рождения (1826 г.) такого известного в России архиерея, каким был Преосвященный Павел, перед публикацией некролога, видимо, была тщательно проверена, иначе откуда могла взяться фраза - "скончался около 82 лет от роду". Нужно отметить, что в литературе 1826 год, как дату рождения епископа Павла, никто и никогда не опровергал.

Кроме того, А.П. Новиков, с современной научной точки зрения, неправомерно использовал термин "святитель" по отношению к Преосвященному Павлу [28], не критически переняв обороты траурных и юбилейных речей, опубликованных в дореволюционной печати, не разъясняя подлинного смысла этого понятия.

В наше время в Русской Православной Церкви святителями принято называть только канонизированных архиереев. Считать епископа Павла (Вильчинского) святителем преждевременно, т.к. он пока не канонизирован, т.е. не является святым Русской Церкви. Приведем некоторые выдержки из православных справочных изданий: "Святители (свт.) – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например, святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит Московский и др."[29]; "Святителями называют прославленных праведников из числа церковных иерархов — епископов, которые были достойными пастырями, а также проявили личную праведность" [30]; "Святи́тель — святой, стяжавший святость на пути архиерейского служения праведным пастырством и беспорочной жизнью, праведной кончиной осуществивший Промысл Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. В число особо почитаемых святителей входят Василий Великий (379 г.), Григорий Богослов (389 г.), Григорий Нисский (ок. 394), Иоанн Златоуст (407 г.) и Николай Чудотворец (ок. 345). Первым русским святителем является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ок. 1077 г.)" [31]. А вот самое лаконичное определение: "Святитель - святой архиерей" [32].

Приведем еще один красноречивый пример. А.П. Новиков писал, что Преосвященный Павел "скончался тихо и мирно, напутствуемый св. таинствами и молитвословиями, примиренный со своей совестью и со всеми окружающими"[33]. При этом снова не сделал никакой ссылки. Но ведь эти слова впервые написал не А.П. Новиков, а священник Стефан Софинский. В своем надгробном "Слове" 7 июня 1908 г. он сказал, что владыка Павел скончался «напутствуемый таинствами и молитвами церкви, скончался в мире со своей совестью и примиренный со всеми окружающими его"[34]. Налицо почти полное совпадение текстов. Видимо, А.П. Новиков лишь чуть-чуть подправил текст о. Стефана.

Таким образом, А.П. Новиков осуществлял "конструирование" местной церковной истории с помощью таких постмодернистских приемов, как смешение истории и предыстории края, подмена терминов ("богадельня - монастырь", "женская община - монастырь", "начальница женской общины - настоятельница монастыря", "рясофорная послушница - рясофорная монахиня", "святитель - епископ"), придумывание никогда не существовавших исторических фактов, "подгонка" фактов под заранее выстроенную схему, "фигура умолчания" и др. Вот почему публикации А.П. Новикова, посвященные истории Балашовского Покровского женского общежительного монастыря, биографии Преосвященного Павла (Вильчинского) нуждаются в тщательной проверке на предмет достоверности сообщаемых данных и соблюдения методологических стандартов.

Ссылки и примечания

[1]См. Лубский А.В. Альтернативные модели исторического исследования /Отв. ред. Ю.Г. Волков. – М., 2005. – С.337.

[2]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь //"Балашовский край". Приложение к "Российскому историческому журналу". - 2001. - №1. - С.3.

[3]См. Ульянова Г. Богадельни //Сайт «Российский фонд помощи».
URL: http://www.rusfond.ru/encyclopedia/2857

[4]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. - С.4.

[5]См., например, Емченко Е.Б. Православные женские общины в России в последней трети XVIII - начале XIX века //Сайт Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» «Седмица. RU».
URL:http://www.sedmitza.ru/data/160/984/
1234/Vest1_151-161.pdf

[6]"Проживающая в Балашовской женской общине крестьянка села Тростянки Балашовского уезда Екатерина Михайлова Муратова Резолюцией Его Преосвященства от 25.10.1871 г. утверждена Начальницей той общины" (См. Саратовские епархиальные ведомости. - 1871. - №24. - С.420-421).

[7]См. Саратовские епархиальные ведомости". - 1871. - №22. - С.374-376.

[8]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. - С.4.

[9]См. Разумов Прокопий, священник. Некролог начальницы Балашовской женской общины, матери Сарры,скончавшейся 25 января 1884 г. //Саратовские епархиальные ведомости. - 1884. -№6. - С. 176.

[10]См. Елдашев А.М. Игуменья Мария Балашовская //Некоммерческое электронное издательство (НЭИ) «Российская историография». – 2013. – 24 марта. URL: http://klio.3dn.ru/publ/72-1-0-449

[11]См. Справочная книга Саратовской епархии. – Саратов, 1912. – С. 122; Саратовские епархиальные ведомости. - 1885. - № 13. - С. 205. Вместе с тем, до возведения в сан игуменьи и назначения настоятельницей, руководитель женского монастыря могла называться "начальницей" или "управляющей" монастырем. Начальницей монастыря называлась монахиня Мария (Мандрыка) с октября 1884 г. по февраль 1885 г. (См. Елдашев А.М. Указ. соч.). До назначения настоятельницей и возведения в сан игуменьи монахиня Арсения называлась заведующей Пановским Свято-Троицким женским монастырем (См. СЕВ. 1905. №7. С. 224).

[12]См. Саратовские епархиальные ведомости. - 1905. - №7. - С. 224.

[13]См. Саратовские епархиальные ведомости. - 1915. - №4. - С. 123.

[14]См., например, Русаков А.Г. История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря //Исторический сайт. - 2015. - 18 января. URL: http://xn----8sbnlabhce1bwkeefm9e.xn--p1ai/; сайт «Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей». URL: https://mospat.ru/ru/documents/ustav/xv/

[15]См. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Человек не может жить без Бога: статьи, беседы, ответы на вопросы. - Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. - С. 262. Об этом же, примерно, пишет архимандрит Тихон (Шевкунов) (См. Архимандрит Тихон (Шевкунов). "Несвятые святые" и другие рассказы. - 10-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. - С. 431).

[16]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. - С.4.

[17]См. См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. - С.15.

[18]См. Елдашев А.М. Игуменья Мария Балашовская //НЭИ «Российская историография». – 2013. – 24 марта. URL: http://klio.3dn.ru/publ/72-1-0-449

[19] См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. - С.4.

[20]См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Часть I. URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_
iskusstva/nastojatelnica_balashovskoj_
zhenskoj_obshhiny_monakhinja_sarra_1822_1884/14-1-0-224

[21]См. Назарова С.К. Документы рассказывают... (малоизвестные факты из истории г. Балашова) //Балашовская правда. - 2006. - 12 мая.

[22]См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. - С.4.

[23]См. выдержку из документа: "Рясофорная послушница Ярославского женского монастыря Виталия" (См. Саратовские епархиальные ведомости. - 1871. - №22. - С.374-376). Для сравнения: "Состоящего в числе братства Саратовского Спасо-Преображенского монастыря диакона Иоанна Каменского и рясофорного послушника сего же монастыря Филарета Богородицкого, Его Преосвященством разрешено постричь в монашество" (См. Саратовские епархиальные ведомости. - 1866. - № 29. - С.1037).

[24] См. Новиков А.П. Настоятельница Балашовской женской общины монахиня Сарра (1822 – 1884) Часть II.
URL: http://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_
iskusstva/nastojatelnica_balashovskoj_zhenskoj_obshhiny_
monakhinja_sarra_1822_1884_chast_ii/14-1-0-225
В этой статье (2015 г.) опубликована фотокопия письма Саратовской духовной консистории от 10 ноября 1872 г. в Тульскую духовную консисторию, в котором сообщалось, что монахиня Сарра "определена начальницей Балашовской Покровской женской общины" резолюцией саратовского епископа Иоанникия от 30 октября 1872 г. (№ 5281).

[25] См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С. 5. Об основных причинах возникновения долгов монастыря см.: Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). - М.: Перо, 2014. - С.64-68. Говоря о 100 тыс. руб. монастырского долга (См. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь. С.7), исследователь не приводит конкретных данных, подсчетов, что не может не вызывать сомнений в достоверности и обоснованности сообщаемой исторической информации.

26. См. Новиков А.П. Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельности //Балашовский край, 2001, №1. С. 3.

27. См. С.С.С. Преосвященный Павел, бывший Епископ Пензенский и Саранский (Некролог) //Саратовский духовный вестник. 1908. № 28. 13 июля. С. 6, 7.

28. См. Новиков А.П. Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельности. С.24.

29. См. Лики святости [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/p-tip-svjatosti (дата обращения: 30.01.2018.

30. См. Лики святости в Православной Церкви [Электронный ресурс].
URL: https://pravoslavie.fm/articles/liki-svyatosti-v-pravoslavnoy-tserkvi/ (дата обращения: 30.01.2018).

31. См. Лики святых в Православии [Электронный ресурс].
URL: https://kassianovdom.livejournal.com/20181.html (дата обращения: 30.01.2018).

32. См. Святитель [Электронный ресурс]. URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/slovar2399.htm (дата обращения: 30.01.2018).

[33] См. Новиков А.П. Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельности. С.24.

[34]См. Софинский Стефан, священник. Слово, сказанное при погребении Преосвященного Павла, бывшего епископа Пензенского и Саранского //Саратовский духовный вестник. 1908. №28. С. 9.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2016

См. монографию "История Балашовского края: проблемы методологии и историографии".

Изображение Нестора Летописца размещено в интернете в свободном доступе.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены. Материал опубликован в книге: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016.

Категория: Комментарии |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]