Главная » 2018 » Январь » 30 » Св. Гермоген: "Моя политика - вера в спасение душ верующих". Об ошибках в исследовании Г.М. Платонова.
14:03
Св. Гермоген: "Моя политика - вера в спасение душ верующих". Об ошибках в исследовании Г.М. Платонова.
Хотя многие светские историки декларируют необходимость комплексного подхода к изучению церковной истории, в современных исследованиях по-прежнему превалирует политический подход, что не может не вести к искажению реальной картины исторических событий.

Это, в определенной степени, относится к исследованию Георгия Маратовича Платонова "Православная церковь и общественно-политическая жизнь провинциальной России. 1900-1914 гг. (На материалах Саратовской губернии)" [1].

Автор, оперируя историко-политическими терминами "консерваторы", "правые" по отношению к Церкви 1900-1914 годов, фактически оставил без внимания существо сложнейшего духовного феномена, коим является Русская Церковь. Отсюда вытекает и некоторое недопонимание данным исследователем сути подвига святителя, священномученика, епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганева), его деятельности по сохранению традиционных основ Церкви, успокоению "революционного беснования", имевшего место в годы Первой русской революции 1905-1907 гг.

Платонов Георгий Маратович, в полном соответствии с советской историографической традицией, негативно оценивает эту деятельность святителя, считая ее черносотенной [2], хотя сам термин "черносотенный" не имеет в литературе более или менее единообразного толкования.

Что же имел в виду Г.М. Платонов, называя св. Гермогена "черносотенцем"? Возможно, исследователь соглашается с мифом советской историографии о том, что епископ Гермоген принимал участие в организации черносотенных еврейских погромов в Саратове? Однако этот миф убедительно развенчан А.И. Мраморновым [3].

Видимо, Г.М. Платонову нужно было теоретически обосновать для целей своего исследования содержание понятия "черносотенец" и показать его отличие от термина "монархист", и только после этого писать о "черносотенной критике епископа Гермогена правительства, Думы и Синода". Иначе создается впечатление, что Г.М. Платонов к "черносотенцам" относит всех последовательных монархистов, к которым, безусловно, относился св. Гермоген, как и тысячи православных людей, стремившихся не допустить разрушения традиционной русской государственности [4].

На самом деле, политические аспекты деятельности св. Гермогена в годы Первой русской революции нельзя преувеличивать, искусственно отделять от его многоплановой деятельности в качестве православного архипастыря. Так, в письме к IV Всероссийскому съезду Объединенного русского народа (Москва, 26 апреля-1 мая 1907 года) под названием «Спасение России и русского народа в православных Братствах через веру и Церковь», епископ Гермоген указал на главную опасность, грозящую политическим партиям патриотического толка, - "ис­клю­чи­тель­ность пат­ри­о­тиз­ма пар­тий­но­го", который "мо­жет про­яв­лять­ся и пе­ре­хо­дить в дес­по­тизм и да­же ти­ра­нию". Святитель предупреждал всех патриотически настроенных людей о том, что "толь­ко через ве­ру и Цер­ковь Пра­во­слав­ную мож­но со­хра­нить и за­щи­тить Рос­сию от злоб­ных де­мо­ни­че­ских про­ис­ков вра­гов Свя­той Церк­ви и пра­во­слав­ной От­чиз­ны. Толь­ко через Цер­ковь мож­но вли­вать по­сто­ян­ную жи­вую струю, под­дер­жи­вать в на­ро­де рус­ском, ис­ко­ни пре­дан­ном ей, дух ве­ры и тем са­мым вос­пи­ты­вать его в иде­а­лах веч­но­го спа­се­ния". Говоря о своей личной позиции, святитель подчеркивал: "Я ни­ко­гда не был, не мо­гу быть и не бу­ду по­ли­ти­ком или ру­ко­во­ди­те­лем по­ли­ти­че­ской пар­тии, хо­тя бы и са­мой луч­шей из всех пар­тий в Рос­сии"[5]. Позднее св. Гермоген еще более лаконично сформулировал свое кредо: "... моя святительская деятельность чужда всякой политики. Моя политика - вера в спасение душ верующих. Моя платформа - молитва. С этого пути я не сойду"[6].

Именно в этом ключе нужно рассматривать факт предания анафеме епископом Гермогеном членов Саратовского отделения Союза русского народа, о чем нет ни слова в анализируемой работе Г.М. Платонова. Святитель, на основе горького опыта общения с местными деятелями этой сугубо политической организации, не без основания считал, что вмешательство ее в дела Церкви может иметь отрицательные последствия. Особенное неприятие вызывала благожелательность Союза русского народа в вопросе приема старообрядцев в свои ряды, что для Церкви было неприемлемо. По мнению православных иерархов, воссоединение со старообрядцами было возможно лишь на правах "чистого православия" или единоверия [7].

Вот почему по инициативе епископа Гермогена 30 мая 1907 г. был создан другой союз, действовавший на платформе православно-религиозного, а не партийно-политического патриотизма. Нужно особо подчеркнуть, что Православный всероссийский братский союз русского народа, как антитеза Союзу русского народа с его крайностями партийного-политического патриотизма и политической всеядностью, был новой формой внехрамовой церковной-общественной деятельности по православному просвещению паствы в Саратовской епархии, сплочению православных людей для отпора силам разрушения и хаоса без использования методов насилия. В связи с этим, членами нового союза могли быть только люди, «ведущие жизнь согласную с учением Православной Церкви». Причем, сам святитель был "почетным председателем" союза, что позволяло ему оказывать духовное, архипастырское влияние на его деятельность [8].

Нужно особо подчеркнуть, что "православные монархисты" не считали свой союз политической партией. «Православный Всероссийский братский союз русского народа, – определялось в уставе, – защищая основные начала русской жизни, имеет своей целью направить и утвердить быт родного народа согласно учению Священного Писания и правилам Православной Всероссийской Церкви, в живом, строгом и искреннем подчинении и доверии к ней». Проблему устройства народного быта предлагалось разрешать "на основе Евангелия, что означало перенесение основного центра тяжести на развитие христианской благотворительности (открытие больниц, богаделен, приютов, домов трудолюбия, кооперативных товариществ и т.п.)" [9].

Рассматривая возможные перспективы развития Церкви в условиях нарастания кризиса в стране, Г.М. Платонов считает, что у Православной Церкви в то время не было духовных лидеров вроде Сергия Радонежского и патриарха Гермогена, "способных сплотить русских людей и спасти Отечество". Далее он пишет: "Реальным духовным лидером мог стать протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Однако он старался быть подальше от политики, а в 1908 году умер" [10]. То есть Г.М. Платонова можно понять так: духовным лидером России в то время мог быть церковный деятель, вовлеченный в политику - только тогда он смог бы "сплотить русских людей и спасти Отечество".

В этих поверхностных, политизированных суждениях игнорируется роль Церкви прежде всего как сугубо духовного, нравственного центра жизни российского общества, деятельность которого, даже в условиях диктата светской государственной власти, всегда направлена на спасение человеческих душ, подготовку верующих "к стяжанию Царства Небесного", к признанию в их жизни огромной роли испытаний, жертвенности во имя Христа. Таким образом, данный исследователь пытается неправомерно представить Русскую Церковь только как политический институт, совершенно отстраняясь от анализа ее главных функций по окормлению многомиллионной паствы. Г.М. Платонов, вырвав из конкретного исторического контекста политические аспекты деятельности Церкви, лишил себя возможности объективного, всестороннего исторического анализа выбранной для изучения темы.

Отсюда следует и надуманная концепция исключительной политической роли "духовных лидеров" в социально-политических преобразованиях российского общества. Отдельные, уникальные по своей сути, исторические примеры участия крупных духовных деятелей Церкви в политической жизни страны, он пытается представить в виде какой-то исторической "закономерности" (если бы Иоанн Кронштадтский принял участие в политической борьбе, также как Сергий Радонежский (патриарх Гермоген), то Отечество было бы спасено). Таким образом, Г.М. Платонов преподносит нам новый вариант весьма сомнительной с научной точки зрения теории "героя и толпы". Применительно к Русской Церкви, которая всегда отстаивала соборность как основу своего существования, эта теория вообще лишена какого-либо смысла. В связи с этим, вызывает недоумение "сожаление" данного исследователя по поводу отказа св. праведного Иоанна Кронштадтского от роли своего рода "политического вождя нации".

Позиция св. Иоанна Кронштадтского не могла быть иной, так как он, может быть, лучше всех других пастырей олицетворял собой соборное, духовное начало Русской Церкви. "Бедное отечество, - сокрушался святой, - когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов"[11].

Кроме того, Г.М. Платонов, "конструируя" историю, неправомерно пытается "перенести" кризисные ситуации, сложившиеся на Русской земле во времена Сергия Радонежского (14 в.) и патриарха Гермогена (нач. 17 в.), на ситуацию 1900-1914 годов, что противоречит принципу историзма, требующего изучение предметов и явлений исторической действительности в их конкретных связях и отношениях.

Г.М. Платонов "конструирует" историю и в том случае, когда идеализирует личность "народного целителя" Григория Распутина (1869-1916). "Что касается Г.Е. Распутина, то его фигура противоречива и трагична. Богомольный странник, прибывший в столицу, окунулся в круговорот интриг, сплетен, лести, соблазнов, где его наивная простонародная святость не выдержала испытания славой", - не без патетики пишет автор анализируемого труда [12].

Итак, Георгий Маратович Платонов, с одной стороны, осуждает вовлечение Церкви в государственно-политическую деятельность (особенно со времен Петра Первого), а с другой, - пытается искусственно "наделить" духовных лидеров Церкви политическими функциями для "сплочения русских людей и спасения Отечества". Не исключает он и возможности превращения Церкви в "грозную идейно-политическую силу" в относительно мирное время [13]. Называя святого Гермогена "черносотенцем", он в то же время считает возможным причислить Распутина к "богомольным странникам", обладавшим "простонародной святостью".

Таким образом, данный исследователь демонстрирует не только недопонимание смысла и предназначения Православной Церкви как таковой, но настойчиво пытается приписать ей две функции: идейно-политической силы в мирное время и политическую функцию "спасителя Отечества" в период кризиса. Политизированность и ангажированность проведенного Г.М. Платоновым исследования особенно ярко проявились в ошибочной трактовке роли святителя Гермогена в революционных событиях в России и в идеализации личности Распутина.

Оценивая роль св. Гермогена в истории Русской Церкви, полезно прислушаться к словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, говорившего, что "за судьбу православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов) продолжат его дело, будут бороться за православие". Отец Иоанн, предрекая мученическую кончину святителя, писал ему в 1906 году: «Вы в подвиге. Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас»[14].

20 августа 2000 года, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, епископ Гермоген был канонизирован в лике священномученика [15], о чем не мог не знать Г.М. Платонов, защищая свою диссертацию в 2004 году. 4 мая 2017 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви св. Гермоген включён в собор «Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917—1918 гг.»[16].

В своей работе Г.М. Платонов не без иронии утверждает, что епископу Гермогену "не удалось сыграть роль "духовного столпа русской церкви""[17]. Что можно сказать по этому поводу? Если Г.М. Платонов представляет историю "как игру", где все играют какие-то роли, то, возможно, он и прав. Если же подходить к истории с научных позиций, то будет совершенно ясно, что те, кто реально, не щадя своей жизни, отстаивали великие истины Православия, защищали от разрушения свое Отечество, неизбежно становились в рады борцов, несших на себе всю ответственность и всю тяжесть последствий этой борьбы. Именно к таким деятелям и относился св. Гермоген, который "не играл", а реально был духовным столпом Русской Церкви.

Ссылки и примечания

1. См. Платонов Г.М. Православная церковь и общественно-политическая жизнь провинциальной России. 1900-1914 гг. (На материалах Саратовской губернии). Автореф. дис. кандидата ист. наук, Саратов, 2003. С. 14. Примерно такой же подход реализовал в своей книге романовский краевед В.И. Грабенко в книге "Романовский район и его история: Региональная энциклопедия"(В 2 ч. Саратов: ООО "Буква", 2014. Ч.1. С. 100). См. рецензию на этот труд: Кузеванов Л.И. Правильны ли подходы к освещению церковной истории? О книге В.И. Грабенко [Электронный ресурс]. URL:http://bs-t.3dn.ru/news/2016-06-06-330 (дата обращения: 30.01.2018).

2. См. Платонов Г.М. Православная церковь и общественно-политическая жизнь провинциальной России. 1900-1914 гг. С.14. Он пишет: "Но ему не удалось сыграть роль "духовного столпа русской церкви, так как в своей черносотенной критике правительства, Думы и Синода он явно утратил всякую меру".

3. См. Мраморнов А.И. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв. Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/episkop-germogen-dolganov-v-tserkovnoy-i-obschestvenno-politicheskoy-zhizni-rossii-kontsa-xix-nachala-xx-vv#ixzz574PjcyYa
(дата обращения: 30.01.2018).

4. См., например, Кожинов В.В. Россия. Век ХХ-й (1901-1939). История страны от 1901 года до "загадочного" 1937 года. Опыт беспристрастного исследования. М.,2002. С.28 и др.

5. См. Cвященномученик Гермоген (Долганев), Тобольский, епископ (прим. 35). [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/days/sv-germogen-dolganev (дата обращения: 30.01.2018); Савицкая О.Н. Идеология и организационные основы Православного всероссийского братского союза русского народа (1907-1913 гг.) //Известия ВГПУ (г. Волгоград) [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/75/152-156.pdf (дата обращения: 30.01.2018).

6. Цит. по: Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С.88.

7. См. Мошненко А.В. Православное духовенство и Союз русского народа: проблемы взаимоотношений //Вестник Волгоградского государственного университета. Сер 4. Ист. 2014. №4. С. 17,18 и др.

8. См. Православный всероссийский братский союз русского народ [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/21736.html (дата обращения: 30.01.2018).

9. См. Савицкая О.Н. Идеология и организационные основы Православного всероссийского братского союза русского народа (1907-1913 гг.) //Известия ВГПУ (г. Волгоград) [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/75/152-156.pdf (дата обращения: 30.01.2018).

10. См. Платонов Г.М. Православная церковь и общественно-политическая жизнь провинциальной России. 1900-1914 гг. С.14. Курсив наш.

11. См. Святой праведный Иоанн Кронштадтский [Электронный ресурс].
URL: https://days.pravoslavie.ru/Life/life6616.htm (дата обращения 30.01.2018).

12. См. Платонов Г.М. Православная церковь и общественно-политическая жизнь провинциальной России. 1900-1914 гг. С. 14. Курсив наш.

13. См. Платонов Г.М. Православная церковь и общественно-политическая жизнь провинциальной России. 1900-1914 гг. С. 16. Курсив наш. Автор пишет: "Во времена "третьеиюньского периода" у церкви появилась блестящая возможность возглавить духовно-нравственное возрождение страны и стать грозной идейно-политической силой".

14. См. Святой священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский память 16 (29) июня [Электронный ресурс].
URL: https://eparhia-saratov.ru/Articles/svyatojj-svyashhennomuchenik-germogen-dolganev (дата обращения 30.01.2018).

15. См. Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. С. 96.

16. См. Журналы заседания Священного Синода от 4 мая 2017 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4885005.html (дата обращения 30.01.2018).

17. См. Платонов Г.М. Православная церковь и общественно-политическая жизнь провинциальной России. 1900-1914 гг. С. 14. Курсив наш.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; 2018

Библиографическое описание статьи.

Кузеванов Л.И. Св. Гермоген: "Моя политика - вера в спасение душ верующих". Об ошибках в исследовании Г.М. Платонова //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2018, 30 января. URL:http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-676

Изображение иконы святителя, священномученика Гермогена (в миру Георгий Ефремович Долганев, 1858-1918) размещено в интернете в свободном доступе.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения на экране монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт"и автора. Все права защищены

Категория: Комментарии |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]