Главная » 2018 » Январь » 1 » Местная церковная история: памятные даты 2018 г. с комментариями.
23:36
Местная церковная история: памятные даты 2018 г. с комментариями.
5 лет назад, в апреле 2013 года, начали свою работу Епархиальный Культурно-просветительский центр им. Преосвященного Павла (Вильчинского) и Епархиальная библиотека им. игуменьи Марии (Мандрыки).

Преосвященный Павел (в миру Иван Елефериевич Вильчинский, 1826-1908) при жизни был постоянным молитвенником за жителей Балашова и незадолго до своей кончины писал: "Пребываю в молитвах за жителей богоспасаемого града Балашова, да сохранит Господь Бог житие их в мире, тишине и благоденствии". Во всей своей разносторонней деятельности игуменья Мария (в миру Екатерина Захаровна Мандрыка, 1841-1920) опиралась на мудрые советы своего наставника и учителя Преосвященного Павла, что позволило ей создать в Балашове монастырь-сад, известный своими добрыми начинаниями далеко за пределами Саратовской епархии [Из книги "Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920)"].

5 лет со дня освящения часовни во имя Покрова Пресвятой Богородицы в память об игуменье Марии и погибших в годы репрессий насельницах монастыря (7 мая 2013 г.).

В 1918 г. монастырские земли национализировали, а в апреле 1919 г. был закрыт и сам Балашовский Покровский женский монастырь. В 1918-1919 гг. монастырское имущество подверглось растаскиванию со стороны красноармейцев, советских организаций и частных лиц. Не ранее марта 1919 г. монахиней Марией формируется Покровская трудовая артель. В документах она упоминается как Мария Мандрыка, «художница, насадительница культуры трудовой артели». Умерла монахиня Мария 13 августа 1920 г. от рака печени. В 30-е годы ХХ в. многие сестры Балашовского Покровского женского монастыря были репрессированы: отправлены в ссылку, получили различные сроки тюремного заключения, расстреляны, о чем напоминает камень-валун, установленный у часовни [Из книги "Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920)"].

5 лет назад, 24 мая 2013 года, в СОШ №5 г. Балашова состоялся спектакль "Игуменья Мария: жизнь и судьба" школьного театра-лектория "Преображение", посвященный жизни и деятельности первой и последней настоятельницы Балашовского Покровского женского монастыря.

"Я не скрою от тебя, дорогая сестра Мария, что была проникнута особенно грустным чувством при воспоминании о Балашове, т.е. о тебе, моя незаменимая мать и добрый друг... Прося у Бога помощи, перекрестила и тебя мысленно, прося Царицу Небесную хранить тебя для счастья вверенных тебе сестер... Слезы невольно полились, и я, сидя на палубе и глядя на Одессу, удаляющуюся от нас, пришла к мысли о том, что, может быть, я уже не услышу более звона русских колоколов, не увижу более и родного мне Балашовского Покровского монастыря" [Из письма Прасковьи Григорьевны Розен. См. статью "Незаменимая мать и добрый друг". Рассказ о духовном подвиге игуменьи Марии (1841-1920)"].

5 лет со дня выхода в свет брошюры "Свято-Троицкий собор - утраченная святыня г. Балашова" (3 июня 2013 г.).

"Каждый человек носит в своей душе что-то особенно дорогое, заветное, любовно хранимое и чтимое - святыню. Для балашовцев такой святыней был и остаётся Свято-Троицкий собор, некогда величественно возвышавшийся в центре города. По рассказам старожилов, отсвет его зеркальных крестов на куполах был виден на расстоянии нескольких верст. «Светлый», «прекрасный» - вот те слова, которыми жители Балашова выражали свое восхищение чудным храмом. Он стал для многих из них главным и родным – Отчим домом. Малиновый звон колоколов и красота храма радовали и вносили покой в души балашовцев. Поток верующих, приходивших в храм для встречи с Богом и соборной молитвы Ему, никогда не иссякал..." (Из Слова епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия, опубликованного в брошюре "Свято-Троицкий собор - утраченная святыня г. Балашова").

5 лет назад, в День семьи, любви и верности, впервые в истории Балашова, по инициативе Епархиального Культурно-просветительского центра им. Преосвященного Павла (Вильчинского), была проведена православная акция "Ромашка" в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев (8 июля 2013 г.).

"8 июля 2013 года, в 10 часов утра, у здания средней школы № 5 - впервые в истории г. Балашова - была проведена православная акция "Ромашка". Учащиеся в русских народных костюмах поздравили учителей и других сотрудников учебного заведения с Днем семьи, любви и верности, Днем памяти святых благоверных Петра и Февронии, вручили им ромашки и красочно оформленные буклеты... В известной песне есть замечательные слова: "О счастье семейном молятся по всей православной России - муромским чудотворцам, чтоб у Господа испросили: Надежду, Любовь и Веру, и верность друг другу до гроба. И за гробом тоже примером они нам сияют оба" (Из статьи "Православная акция "Ромашка". К 5 летию со дня первого проведения в Балашове").

5 лет назад, 4 августа 2013 года, уроженец села Малиновка, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении сонма архиереев и духовенства Русской Православной Церкви совершил Великое освящение храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы с. Малиновка Аркадакского района.

В Малиновке храм был построен в честь Рождества Пресвятой Богородицыв в 1838 г. тщанием прихожан, каменный, двухпрестольный. В приделе – престол во имя св. мученицы Параскевы. К 1912 г. прихожан было: муж. пола 1958, женского – 1910 (3868 чел.). В церкви служили: священник Лопуховский Андрей Степанович, 47 лет, окончил курс в духовной семинарии, законоучитель, в 1903 г. награжден скуфьей, на епархиальной службе с 1887 года, в данном храме - с 1912 года; диакон Покровский Иван Михайлович, 48 лет, окончил курс в духовном училище, на епархиальной службе с 1895 года, в данном храме - с 1911 года; псаломщик Зудов Сергей Платонович, 30 лет, окончил курс в двухклассной цекровно-приходской школе, на епархиальной службе с 1906 года, в данном храме - с 1908 года; и.д. псаломщика Орлов Димитрий Федорович, 22 года, из 5 класса гимназии, на епархиальной службе и в данном храме - с 1910 года. В селе действовали земская и церковная школы (Из книги "Церковная история Балашовского края").

5 лет со дня возрождения Балашовского Покровского женского монастыря в Балашове (2 октября 2013 г.).

"Балашовская Покровская женская обитель была одной из самых ценных духовных жемчужин Поволжья. Пересекая святые ворота, посетители попадали как бы в иной мир: поражали тишина и покой, наполнявшие обширную территорию обители, монастырские здания утопали в зелени огромного фруктового сада. По дорожкам, казалось, бесшумно передвигались монахини и девочки из приюта, лица которых светились добротой и какой-то внутренней радостью. Тишину прерывали только шелест листьев, щебетание птиц да мелодичный перезвон колоколов монастырской церкви. У входа в настоятельский корпус гостей встречала сама игуменья Мария - небольшого роста женщина, в монашеских одеждах. Говорила игуменья мало, но каждое ее слово западало в душу. Несмотря на внешнюю суровость, она была очень добрым и милосердным человеком" [Из статьи "Незаменимая мать и добрый друг". Рассказ о духовном подвиге игуменьи Марии (1841-1920)"].

5 лет назад состоялась Первая Епархиальная научно-просветительская конференции "Россия Православная: история и современность", посвященная истории Православия на Балашовской земле (13 декабря 2013 г.).

"Юным краеведам удалось восстановить основные вехи истории многих православных храмов Прихоперья, воссоздать биографии подвижников благочестия, выявить новые имена священнослужителей, монахинь Балашовского Покровского женского монастыря, репрессированных в годы лютых гонений на Русскую Церковь. Школьниками проделана большая, полезная и благородная работа по восстановлению доброй памяти безвинно пострадавших людей – наших предков!» (Из статьи "Православие на Балашовской земле. К 5-летию проведения Первой епархиальной конференции").

5 лет назад вышла в свет книга И.И. Лежниной "Священнослужители Саратовской епархии XVIII-ХХ вв. История рода Пикинских, Лебедевых, Юловских", содержащая сведения о жизни и деятельности клириков Балашовского уезда.

"Произведение насыщено редкими фотографиями и копиями документов ("Личная карточка ликвидированного кулацкого хозяйства", "Опись имущества", отобранного советской властью, "Протокол очной ставки Пикинской Александры Владимировны", "Обвинительное заключение по делу Пикинской Александры Владимировны" и др.). В книге есть и такие строки: "Читая протокол обвинений моей бабушки (родной сестры деда), на страницах я увидела следы от слез и отпечатки пальцев, когда она подписывала несусветную чушь и напраслину, возводимую на нее" (Из статьи ""Лишенцев" просим уйти!". К 5-летию выхода в свет книги Ираиды Ивановны Лежниной").

15 лет со дня установления хоперскими казаками поклонного креста на месте разрушенного Свято-Троицкого собора (10 октября 2003 г.).

"Не сияет красой Балашовский собор, /Взорван был он на Пасху, и свечи /Не горят больше здесь, все безмолвно кругом. /Слышны только нечистые речи. /Тяжело на душе, мрак покрыл Балашов, /Светлый храм осквернен, уничтожен, /Но зачем говорить, что на месте святом /Православным он больше не нужен?" (Из стихотворения "Балашовский собор").

15 лет назад, в июне 2003 года, состоялась встреча в Балашове крестного хода Краснодар-Дивеево.

"Со слезами радости на глазах встречали балашовцы участников крестного хода: выходили навстречу с иконами, благодарили, старались хоть немного пройти рядом. Не забыл народ свой благодатный обычай!... У входа в храм Преображения Господня, при большом стечении жителей и прихожан, крестный ход был встречен по христианскому обычаю хлебом-солью под звон колоколов" (Из книги "Православие на Балашовской земле").

20 лет со дня кончины (5 августа 1998 г.) настоятеля Вознесенского храма г. Аркадака иеромонаха Иоанна (в миру Иван Прокопьевич Гудков).

"Кончина была мирной и спокойной. 5 августа 1998 года, в день празднования Почаевской иконы Божией Матери, о. Иоанн отошел ко Господу. Остались матушка и двое сыновей, которые каждый год приезжают на его могилу. Память об о. Иоанне будет жить в людях очень долго, так как сам он горел как свеча, неся людям свет, любовь, добро. Похоронен о. Иоанн на территории Вознесенского храма. Прихожане часто приходят на могилу и обращаются за молитвенной помощью к своему пастырю в трудную минуту жизни. И никто не ушел не утешенным" [Из статьи "Жизненный путь иеромонаха Иоанна (Гудкова). К 20-летию со дня преставления (1998 г.)"].

75 лет со дня мученической кончины преподобномученика Феодора (в миру Олег Павлович Богоявленский, 1905-1943). После многочисленных допросов и пыток был переведен из Саратова в Балашов. Скончался 19 июля 1943 г. в местной тюрьме. Похоронен в безвестной могиле.

28 июня 1941 г. св. Феодор, находясь под арестом, написал письмо монахине Серафиме (Кавелиной), в котором, в частности, говорилось: «…Будь сосредоточена и спокойна в настоящий час испытаний. Матерь Божия да покроет тебя своим омофором. Христос с тобою... Причастись и предай все в волю Божию…» (Из книги "Церковная история Балашовского края").

80 лет со дня смерти протоиерея Василия Владимировича Вечтомова. Служил настоятелем кладбищенской церкви в честь Успения Божией Матери г. Балашова - последнего городского храма после разрушения в 1936 г. Свято-Троицкого собора. 16 декабря 1937 г. арестован в Балашове, 10 января 1938 г. безвинно расстрелян в Саратове. Место погребения неизвестно.

Следствию, вероятно, удалось найти людей, которые смогли дать «нужные» показания. Из «Показаний обвиняемого», составленных 25-26 декабря 1937 года, видно, что протоиерей Василий Вечтомов был обвинен в «антисоветской деятельности», «в распространении провокационных слухов», «в контрреволюционной критике Сталинской Конституции», в «восхвалении жизни капиталистического строя и дореволюционной жизни», в «контрреволюционных измышлениях о колхозах», в «антисоветской агитации против займов, выпускаемых советской властью». Эти обвинения были построены на материалах нескольких доносов (в протоколе указаны две фамилии доносчиков). Отец Василий категорически отверг эти наветы. В «Дополнительных показаниях» от 26 декабря 1937 года следователь впервые назвал отца Василия «активным участником антисоветской церковной группы» (Из статьи "Жизнь и смерть протоиерея Василия Владимировича Вечтомова").

85 лет со времени закрытия Успенской церкви слободы Самойловка (1933 г.).

Построена в 1817 г. на средства прихожан, каменная, крепкая, холодная, трехпрестольная. Кроме главного были еще два престола: в правом приделе - во имя святителя Николая Чудотворца, в левом - во имя благоверного князя Александра Невского. На Базарной площади находилась часовня, сооруженная на средства местных торговцев. Церкви принадлежали: каменная сторожка, сарай деревянный; дом деревянный, крытый железом с необходимыми постройками. При церкви, по распоряжению епархиального начальства, был устроен окружной благочиннический склад книг, брошюр, листов, картин и икон. Кроме того, при церкви имелась окружная библиотека 4 благочиннического округа. С декабря 1887 г. функционировала женская церковная школа грамотности, помещавшаяся в сторожке. Церковное попечительство открыли 14 сентября 1877 г. (Из книги "Церковная история Балашовского края").

95 лет со дня хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) во епископа (18 /31 мая 1923 г.).

"Ваше преосвященство и дорой товарищ! Глубоко тронут Вашим теплым приветом и приношу за него сердечную благодарность! В тяжелое время, полное неотступной скорби для думающих и чувствующих, чувствующих по-человечески, остается одна жизненная опора - исполнение по мере сил принятого на себя долга. Всей душой сочувствую Вам в Вашем мученичестве. Искренне преданный Вам Иван Павлов" (Ответ лауреата Нобелевской премии, физиолога Ивана Петровича Павлова на письмо епископа Луки, отправленное им из Туруханска 28.08. 1925 г. Из книги святителя Луки "Я полюбил страдание").

100 лет со дня мученической кончины святителя, священномученика Феофана (в миру Сергей Петрович Ильменский, 1867-1918). Принял мученическую смерть 24 декабря 1918 г. В 1914-1916 гг. служил смотрителем Балашовского духовного училища.

В 1915 году, по инициативе святого, в Балашовском уезде начинают работать миссионерские курсы, чтобы миряне имели возможность "научиться давать отчёт в своем уповании, а в случае нужды - отпор врагам Церкви Православной". В 1916 г. из Балашова св. Феофан переводится в Пермь, где занимает пост ректора Пермской духовной семинарии. 22 июня 1918 года, после казни большевиками священномученика архиепископа Андроника (в миру Владимир Александрович Никольский, 1870-1918), епископ Феофан вступает в управление Пермской епархией. В конце лета святой был арестован, а 24 декабря 1918 г. казнён. Перед смертью подвергнут изощрённым мучениям. Палачи на морозе раздели священномученика донага и многократно погружали в ледяную прорубь р. Камы, а затем утопили. Вместе с ним были утоплены еще девять человек из числа священников и мирян (Из книги "Церковная история Балашовского края").

100 лет назад было закрыто Балашовское духовное училище (1918 г.).

Приводим список лиц, служивших в Балашовском духовном училище в 1902 г. Краткие данные дают представление о предметах, изучавшихся в училище, и профессиональном образовании преподавателей. Смотритель – иеромонах Иаков, 36 лет, кандидат Киевской Духовной Академии 1899 года; 1 февраля 1900 года инспектор Олонецкой духовной семинарии; 25 октября 1901 г. в настоящей должности. Вдов, имеет сына. Помощник смотрителя – коллежский асессор Николай Васильевич Златорунский, 35 лет, сын священника Саратовской епархии; кандидат Казанской Духовной Академии 1897 года; 13 сентября 1897 г. учитель русского и церковно-славянского языка в 1 классе Саратовского духовного училища; 9 октября 1901 г. в настоящей должности. Женат, имеет 2 детей. Учителя: Русского языка с церковно-славянским в 1 классе, он же делопроизводитель училищного Правления, старший преподаватель – надворный советник Михаил Николаевич Серебряков, 38 лет, сын священника Саратовской епархии; окончил курс Саратовской духовной семинарии по первому разряду в 1885 году; 4 октября 1885 года учитель приготовительного класса Балашовского духовного училища; 31 декабря 1891 года в настоящей должности. Имеет орден св. Станислава 3 ст. Холост. Русского языка с церковно-славянским в старших классах – коллежский советник Михаил Степанович Перов, 35 лет, кандидат Киевской Духовной Академии 1891 года; 5 сентября 1891 года надзиратель Рязанского духовного училища; 22 октября 1892 года учитель русского и церковно-славянского языков в старших классах Сумского духовного училища; 16 декабря 1895 года учитель греческого языка в том же училище; 2 сентября 1899 года учитель русского и церковно-славянского языков в старших классах Приворотского духовного училища; 11 октября 1901 года в настоящей должности. Греческого языка – статский советник Василий Иванович Колмовский, 49 лет, сын священника Нижегородской епархии; кандидат Петербургской Духовной Академии 1881 года; 11 августа 1881 года учитель греческого языка в Томском духовном училище; 4 апреля 1886 года в настоящей должности; с 17 октября 1896 года репетитор при учениках 2 класса. Имеет ордена св. Анны и св. Станислава 3 ст. Женат, имеет 3 детей. Латинского языка – коллежский советник Василий Михайлович Соколов, 36 лет, сын священника Тверской епархии; кандидат Киевской Духовной Академии 1889 года; 25 ноября 1890 года учитель русского языка с церковно-славянским в старших классах Соликамского духовного училища; 10 октября 1891 года в настоящей должности. Женат, имеет сына. Арифметики и географии – статский советник Николай Павлович Знаменский, 44 лет, сын пономаря Саратовской епархии; кандидат Киевской Духовной Академии 1882 года; 31 июля 1882 года учитель латинского языка в Петровском духовном училище; 25 января 1887 года в настоящей должности. Имеет орден св. Станислава 3 ст. Женат, имеет 2 детей. Церковного пения и чистописания – Павел Васильевич Благонравов, 24 лет, сын диакона Саратовской епархии; по окончании в 1901 году курса Саратовской духовной семинарии, 7 сентября 1901 года в настоящей должности. Холост. Приготовительного класса - Александр Александрович Кремлев, 27 лет, сын священника Оренбургской епархии; кандидат Казанской Духовной Академии 1900 года; 24 июля 1900 года в настоящей должности; 16 августа 1900 года репетитор при учениках приготовительного и 1 классов. Женат. И. д. надзирателя за учениками Дмитрий Рафаилович Любимов, 25 лет, сын священника Пензенской епархии; окончил курс Пензенской духовной семинарии 1900 года; 15 августа в настоящей должности. Холост. Почетный блюститель по хозяйственной части балашовский купец Яков Алексеевич Безбородков, 30 лет, 8 ноября 1898 года староста училищной церкви; 1 ноября 1898 года в настоящей должности. Имеет серебряные медали на Станиславской и Аннинской лентах для ношения на шее. Женат, имеет 6 детей. И. д. эконома – крестьянин Александр Андреевич Пономарев, 26 лет, 5 марта 1902 года в настоящей должности" [Из статьи "Преподавательский и административный состав Балашовского духовного училища (1902 год)"].

110 лет назад в Балашове, 4 /17 июня 1908 года, преставился Преосвященный Павел (в миру Иван Елевферьевич Вильчинский, 1826-1908).

Балашовский уездный наблюдатель церковных школ священник Стефан Софинский, говоря о почившем епископе, подчеркивал: «Он был воистину учителем воздержания… Пищею его служила часть просфоры и стакан чаю и это нередко на весь день. Он был глубоко убежден, что удручая тело свое постом и молитвою, он возвышет дух». Владыка Павел был «учителем благочестия и мудрым советником для всех обращавшихся к нему за советом" (Из книги "Церковная история Балашовского края").

110 лет назад святитель, священномученик Гермоген (в миру Георгий Ефремович Долганев, 1858-1918), летом 1908 года, отслужил в Рождество-Богородицкой церкви Царицынского подворья Балашовского Покровского женского монастыря панихиду по Преосвященному Павлу (Вильчинскому) и вручил в дар икону Божией Матери, именуемую «Ктиторская» (Из книги "Церковная история Балашовского края").

115 лет назад была освящена монастырская домовая церковь при домике Преосвященного Павла (Вильчинского) во имя иконы Божией Матери Скоропослушницы и св. муч. Параскевы (2 /15 сентября 1903 г.).

От данного храма сохранился Крест деревянный закладной, находящийся ныне в формирующемся музее Балашовской епархии, на котором выжжена следующая надпись: «Во Славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. В царствование Благочестивейшаго Государя Императора Николая Александровича II, по благословению Преосвященнаго Епископа Саратовского Иоанна создан Храм сей при Балашовском женском монастыре в лето от сотворения мира (7411) от Рождества же Христова (1903). Освящен храм сей в честь Пресвятыя Богородицы Скоропослушницы и Св. мученицы Параскевы-Пятницы с благословения Преосвященнаго Гермогена Епископа Саратовского и Царицынскаго Епископом Павлом бывшим Пензенским при Настоятельнице монастыря Игумении Марии и сестрах Св. обители в лето от Рождества Христова (1903) месяца Сентября 2-го дня». Из текста этой надписи становится ясно, что домовая церковь была освящена 2 сентября 1903 г. по благословению святителя, священномученика Гермогена (Долганева) епископом Павлом (Вильчинским) в присутствии игуменьи Марии и сестер монастыря. Благодаря заботам монастырской настоятельницы, Преосвященный Павел, имевший слабое здоровье, мог совершать богослужения (Из книги "Церковная история Балашовского края").

125 лет со дня кончины протоиерея Свято-Троицкого собора Романа Львовича Левитского (1824-1893), благочинного городских церквей, цензора проповедей, смотрителя Балашовского духовного училища, куратора строительства нового здания собора. Скончался 15 /27 ноября 1893 г.

Последний год своей жизни о. Роман жил совершенно замкнуто, причиной тому была скорбь о смерти его жены и дочери, умерших в 1892 г. от холеры в течение одной недели. Скончался Роман Львович Левитский в Балашове, на 70-м году жизни, "смерть последовала моментально от паралича сердца". В последний путь о. Романа проводили 17 ноября "всем градским духовенством при многочисленном стечении народа". Похоронная процессия началась из дома покойного в соборный храм, а из собора на кладбище, следовала мимо духовного училища (находилось на месте нынешнего гл. здания БИ СГУ им. Н.Г. Чернышевского). Ученики во главе со смотрителем училища и преподавателями, "участвовали в пении литии, совершенной училищным священником, и тем отдали последний долг почившему". Р.Л. Левитский был похоронен на Балашовском городском кладбище (при Успенской церкви). На могиле был поставлен чугунный памятник. Подвижническое служение соборного протоиерея Романа Львовича Левитского было отмечено высокими наградами - орденами св. Анны 3-й и 2-й степени, наперсным крестом (Из книги "Церковная история Балашовского края").

130 лет назад, летом 1888 года, епископ Саратовский и Царицынский Павел (Вильчинский, 1826-1908) освятил Рождество-Богородицкую церковь Царицынского подворья Балашовского Покровского женского монастыря.

Церковь была каменной в шесть окон с северной и южной сторон, однопрестольной, с куполом и крестом над алтарем. Купец А.М. Шлыков в 1889 г. расширил храм, выстроил деревянную колокольню, пожертвовал колокол весом в 52 пуда и 3 фунта. В церкви служили священники Иоанн Дмитриевич Райский и Алексей Феодорович Мирандов. В июне 1917 г. священник Алексей Мирандов был награжден наперсным крестом от Св. Синода. Отец Алексей был сыном священника слободы Самойловка Балашовского уезда Феодора Елпидифоровича Мирандова (Из книги "Церковная история Балашовского края").

135 лет назад, в 1883 году, в с. Репное был возведен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (в приделе – во имя святителя Николая).

После выхода «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви» в 1918 году, Репинский сельсовет долгое время не разрешал священнику Соколову выполнять свои функции в храме. В 1919 году было возбуждено дело против псаломщика Ф.В. Глаголевского, которого обвинили в «контрреволюционных» действиях. Священника Покровского Владимира Александровича обвинили в антисоветской агитации и приговорили к расстрелу. В феврале 1922 года, под видом изъятия церковных ценностей на нужды голодающим, началось массовое ограбление православных храмов. В Покровской церкви были сняты колокола и варварски разбиты. В 1929 году церковь была закрыта, и здание планировалось отдать под зерновой склад. Однако верующие добились открытия храма, и он действовал до мая 1932 года. Сельскую школу построили, используя материалы, полученные при «разборке» церковного здания. Дело дошло до страшного святотатства: в некоторых классах пол, из-за нехватки досок, был застелен фрагментами иконостаса, т.е. дети и учителя каждый день ходили по святыням. Некоторые жители из того же иконостаса сделали изгороди для своих палисадников. Однако школа оказалась в прямом смысле несчастной - дважды горела. Последний пожар, произошедший в 1988 году, нанес ей непоправимый урон – школа уже не подлежала восстановлению (Из статьи "История православного прихода села Репное").

140 лет со дня рождения святителя, священноисповедника Виктора (в миру Константин Александрович Островидов). Родился 20 мая /1 июня (по другим данным - 21 мая /2 июня) 1878 г. в с. Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии (ныне Красноармейский район Саратовской области, с 2011 г. в составе канонической территории Балашовской епархии РПЦ).

По воспоминаниям И. М. Андреевского, бывшего заключённого на Соловках, «владыка Виктор был небольшого роста, ... всегда со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой всерадостной тонкой улыбкой и лучистыми светлыми глазами". "Каждого человека надо чем-нибудь утешить", - говорил он. Для всякого заключенного у него было приветливое слово, а иногда и какой-нибудь подарок. Известный ученый-филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999), отбывавший срок на Соловках вместе с владыкой Виктором, писал о нем, как об "удивительно привлекательном", образованном человеке, встречавшим каждого "широкой улыбкой" и стремившегося всем помочь (Из статьи "Каждого человека надо чем-нибудь утешить". К 140-летию со дня рождения сщисп. Виктора).

140 лет со дня рождения (13 /25 октября 1878 г.) святителя, священномученика Иакова (в миру Яков Иванович Маскаев, 1878-1937). В 1929-1930 гг. служил викарным епископом Балашовским.

6 февраля 1929 г. назначение произвел Патриарший Синод. В Балашов св. Иаков приехал в марте 1929 г. и поселился на ул. Большая Уральская (ныне ул. Горохова), д. 36. Удалось выявить имена пострадавших в годы гонений, проходивших вместе со св. Иаковым по т.н. «делу церковников»: монахини Горковченкова Татьяна, Дозорова Александра, Дубровина Александра, Сорокина Августина ; миряне Батырев Андрей Алексеевич, Буковский Михаил Павлович, Михайлов Роман Васильевич, Назарова Екатерина Петровна, Остудин Алексей Васильевич (Из книги "Церковная история Балашовского края").

150 лет со дня рождения священномученика Михаила Платонова (2 /14 ноября 1868 г.). В 1912-1913 гг. служил в Покровском храме с. Большой Мелик Балашовского уезда.

"Если мы сами не захотим, никто не сделает нас несчастными. Только бы нам не отдаляться от Бога. Отнимут ли у нас землю, у нас останется Небо. Возьмут ли детей, имущество, нам достанется царство небесное. Лишимся ли жизни, у нас останется вечность. Лишимся ли защитников, покровителей, мы только приблизимся к вечно Живому, Всемогущему, Всеблаженному Царю Небесному. Чтобы ни случилось, мы приближаемся к Царице Небесной и вместе с нею воспоем: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем. О, Пречистая, Преблагословенная Матерь Божия, помяну имя Твое в всяком роде и роде, и Ты помяни нас грешных в молитвах Твоих" (Из проповеди о. Михаила 1917 года. См. книгу "Судебный процесс против Саратовского духовенства в 1918-1919 гг.").

160 лет со времени возведения Успенской (кладбищенской) церкви г. Балашова (1858 г.).

На городском кладбище при Успенской церкви были похоронены именитые граждане г. Балашова: протоиереи Роман Львович Левитский, Василий Максимович Смирнов, Иоанн Феодорович Алонзов. На могиле о. Иоанна стоял мраморный памятник с надписью: «Здесь покоится протоиерей Иоанн Алонзов, умерший 26 ноября 1904 года 68 лет. От благодарной дочери П. Арзамасцевой». На этом же кладбище похоронены церковные старосты г. Балашова: купец Павел Васильевич Камский, ктитор Успенской церкви (преставился в 1884 г.); Дмитрий Павлович Камский (строитель и ктитор Успенской церкви) и его супруга Екатерина Ивановна, погибшие от рук бандитов 4 мая 1906 г. Их похоронили под алтарем левого придела церкви. Под храмом находилась могила Ивана Петровича Бородулина (1825-1899) - ктитора Михайло-Архангельской церкви. Там же были похоронены купцы: Алексей Васильевич Попов и Сергей Васильевич Черникин (1814-1875) – строители храма (С.В. Черникин возвел правый придел). На данном кладбище нашли упокоение дети А.В. Попова – Александр, Иван и Феодосия. Судя по надгробной надписи, дети умерли раньше родителей («Милые дети, в цвете лет своих вы оставили отца и мать») (Из книги "Церковная история Балашовского края").

245 лет со времени возведения (1773 г.) Казанской церкви с. Ольшанка (ныне территория Аркадакского района).

Построена тщанием прихожан, деревянная, с одним престолом, в 1910 году – расширена. Церкви принадлежала деревянная двухместная сторожка, крытая тесом. Имелась церковная школа грамоты. Церковно-приходское попечительство открыли в 1893 г. Земли при церкви числилось 49,5 дес. Дома у причта были церковные, «неудобные», без надворных построек. Жалованье выдавалось от общества: священнику 360 руб. и псаломщику 120 руб. В храме служили: священник Алексий Садовский и псаломщик Алексий Голубев, в 1909 г. упоминается священник Владимир Гибралтарский. К 1912 г. прихожанами церкви были: муж. пола 929, женского – 945 (1874 чел.). В 1912 г. в храме служили: священник Добронравов Василий Андреевич, 42 года, окончил курс в духовной семинарии, законоучитель, на епархиальной службе и в данном храме – с 1896 года, в 1909 г. награжден скуфьей; и.д. псаломщика Тихомиров Александр Петрович, 22 года, из 1 класса духовной семинарии, на епархиальной службе с 1910 года, в данном храме - с 1912 года. В ограде церкви была погребена жена священника Дария Ивановна Садовская (1860-1908), мученически умершая «при операции» (Из книги "Церковная история Балашовского края").

250 лет со времени освящения двухпрестольного Свято-Троицкого храма с. Балашово (1768 г.).

В 1806, 1820, 1879 гг. здание церкви, вероятно, капитально перестраивалось (ветхость, возведение приделов, возможно, пожары и т.п.). Так, в 1879 г. старое здание храма было «сломано» «за маловместимостью и ветхостью». Однако продолжали действовать два престола в приделах – во имя Архистратига Михаила и св. Митрофания Воронежского Чудотворца, а также колокольня, перестроенная в 1870 году. То есть церковь вновь стала двухпрестольной и продолжала функционировать во время строительства нового главного здания храма (Из книги "Церковная история Балашовского края").

Общероссийские церковные памятные даты

10 лет со времени восстановления в России празднования Дня семьи, любви и верности (8 июля 2008 г.). До 1917 года день Петра и Февронии отмечался в нашей стране как День семьи и любви.

100 лет назад Святейший Патриарх Тихон (Белавин) выступил с Посланием к "возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской" (19 января /1 февраля 1918 г.) с анафемой безбожникам. В нем, в частности, говорилось: "Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной".

100-летие со дня убиения (25 января /7 февраля 1918 г.) первого новомученика из числа епископата, святителя, священномученика митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского). 4 мая 2017 года решением Священного Синода Церкви Русской включён в собор «Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917—1918 гг.».

"Сол­да­ты вы­ве­ли мит­ро­по­ли­та на лавр­ский двор и по­ве­ли к во­ро­там. По­дой­дя к уг­лу Ве­ли­кой Лавр­ской церк­ви, сол­да­ты за­ку­ри­ли, и мит­ро­по­лит, оста­но­вив­шись на­про­тив вхо­да в цер­ковь, стал мо­лить­ся. Дой­дя до во­рот Лав­ры, он сно­ва оста­но­вил­ся, об­ра­тил­ся к иконе свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и, пе­ре­кре­стив­шись, по­кло­нил­ся. За­тем мо­нах-при­врат­ник от­крыл обе по­ло­вин­ки во­рот и мит­ро­по­лит в со­про­вож­де­нии сол­дат вы­шел из Лав­ры. Убий­цы уса­ди­ли его в ав­то­мо­биль и, про­ехав с ки­ло­метр, оста­но­ви­лись. Сол­да­ты по­ве­ли мит­ро­по­ли­та вле­во от до­ро­ги на неболь­шую по­ля­ну меж­ду кре­пост­ных ва­лов... Воз­дев ру­ки квер­ху, мит­ро­по­лит стал вслух мо­лить­ся: "Гос­по­ди! Про­сти мои со­гре­ше­ния, воль­ные и неволь­ные, и при­ми дух мой с ми­ром". За­тем он бла­го­сло­вил убийц... Не успел он еще опу­стить ру­ки, как раз­да­лись три вы­стре­ла, и мит­ро­по­лит Вла­ди­мир упал. Убий­цы по­до­шли к мит­ро­по­ли­ту вплот­ную и сде­ла­ли еще несколь­ко вы­стре­лов, а за­тем уда­ри­ли шты­ком в жи­вот" (Из жития святого).

100-летие со дня убиения (17 июля 1918 г.) святых страстотерпцев: последнего российского императора Николая Александровича Романова, императрицы Александры Федоровны, царевича Алексея, царевн Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, праведного Евгения врача (Боткина). Вместе с ними погибли: повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп и горничная Анна Демидова.

Из стихотворения поэта, белогвардейского офицера Сергея Сергеевича Бехтееева (1879-1954) «Пошли нам, Господи, терпенье…» (1917): "Владыка мира, Бог вселенной! /Благослови молитвой нас: /И дай покой душе смиренной /В невыносимый смертный час./ И у преддверия могилы /Вдохни в уста твоих рабов /Нечеловеческие силы /Молиться кротко за врагов". Это стихотворение удалось передать царской семье, находившейся в заточении в Тобольске. Текст был переписан старшей дочерью царя Ольгой, поэтому оно какое-то время ошибочно приписывалось ей и получило большую известность в русском зарубежье 1920-х годов.

100-летие со дня окончания работы Всероссийского Поместного собора (7 /20 сентября 1918 г.). Начал свою работу 15/28 августа 1917 г.

17 июля 1918 г. произошло убийство последнего императора Николая II, его семьи и четырех приближенных. 19 июля Патриарх Тихон при общем пении членов Собора совершил заупокойную литию. Было сделано распоряжение отслужить во всех церквах России панихиды с поминовением по формуле: «Об упокоении бывшего Императора Николая II» (в то время в широких кругах российской общественности еще не знали о том, что вместе с ним были убиты другие члены царской семьи и приближенные). Кроме того, 26 августа, Собор принял решение о восстановлении празднования памяти всех российских святых. 12 сентября Собор обсудил и принял определение «Об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания». В нем, в частности, указывалось: «Никто из православных христиан под страхом церковного отлучения да не дерзнет участвовать в изъятии святых храмов, часовен и священных предметов, в них находящихся, из действительного обладания Святой Церкви". 20 сентября 1918 г. члены Собора собрались на последнее заседание. Соборное Определение от 20 сентября 1918 года гласило: «1. Предоставить Святейшему Патриарху созвать будущий очередной Собор весною 1921 года на началах, установленных в докладе Отдела о Высшем Церковном Управлении для созыва больших Соборов девятилетнего периода. 2. Сохранить за избранными настоящим Собором Членами Священного Синода и Высшего Церковного Совета их полномочия до избрания нового состава сих учреждений будущим Собором". В тот же день Собор закончил свою работу. Следующий Собор был созван только в 1945 году (Из материала "Поместный собор Русской Православной Церкви 1917-1918 г. г. и послереволюционная судьба Николая II и его семьи").

150-летие со дня рождения последнего российского императора св. страстотерпца Николая Александровича Романова (6/18 мая 1868 г.).

Великая княжна Ольга писала из страшного Ипатьевского дома накануне расстрела: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь».

790 лет со времени преставления святых благоверных Петра и Февронии Муромских (25 июня /8 июля 1228 г.).

8 июля 2015 года, в День семьи, любви и верности, в День памяти св. Петра и Февронии Муромских, в Епархиальном Культурно-просветительском центре, балашовским ветеранам были показаны фрагменты концерта великой русской певицы К. И. Шульженко. Тема любви и верности в творчестве Клавдии Ивановны - одна из главных. Гости прослушали в исполнении певицы песни: «Верность», «Мама», «Задушевная беседа», «Малыш», «Немножко о себе», «А снег повалится», «Веришь, не веришь», «Вишневая шаль», «Давай помолчим», «Если вам ночью не спится», «Молчание», «Отрада», «Письмо к матери», «Портрет», «Три вальса», «Что такое любовь», «Подъезд» и, конечно же, очень популярное в годы Великой Отечественной войны произведение «Синий платочек». Много добрых слов было сказано о гениальном исполнении К.И. Шульженко «Песни о любви» («На тот большак…»). Ветераны приводили примеры из жизни, подтверждающие главную мысль этого произведения – «Жить без любви, быть может, просто, но как на свете без любви прожить?». Видно было, что пожилые люди говорили искренне, как бы заново переживая события своей молодости, радость материнства и отцовства, тяжесть расставания с близкими людьми. «От этих мест куда мне деться? /С любой тропинкой хочется дружить, /Ведь здесь мое осталось сердце, /А как на свете без любви прожить?», - пели вместе с Клавдией Ивановной ветераны. Мероприятие закончилось исполнением Гимна семьи. В нем есть такие проникновенные слова: «Друг друга храните во все времена,/ Живите в ладу и гармонии. /И пусть будет жизнь ваша освящена /Любовью Петра и Февронии» (Из статьи «Но как на свете без любви прожить». Россия в очередной раз отметила День семьи, любви и верности.).

Краткий список источников и литературы

Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября―2 декабря 2017 года) [Электронный ресурс].
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5076149.html (дата обращения: 2.01.2018).

Обращение Президента России В.В. Путина к участникам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (1 декабря 2017 г.). [Электронный ресурс].
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5075349.html (дата обращения: 2.01.2018).

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. 2-е изд., доп. М.: Изд-во Московской Патриархии РПЦ; Синодальный информационный отдел Московского Патриархата, 2014. 288 с.

Святейший Патриарх Кирилл: Воспоминания о революционных событиях не должны служить поводом для новых раздоров и гражданских распрей [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5033230.html (дата обращения: 2.01.2018).

В.Р. Легойда: За что канонизирован император Николай II [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5011574.html (дата обращения: 2.01.2018).

Игумен Петр (Ерышалов). О чем молчит "Матильда" [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=x6bdk0ECdy8 (дата обращения: 2.01.2018).

Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Я полюбил страдание. Киев: Св.-Троицкий Ионинский монастырь, 2015. 240 с.

Собор Саратовских святых: сборник житий /Авт.-сост. свящ. М. Плякин. Саратов: Изд. Саратовской митрополии, 2017. 456 с.

Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Митрофании. М., 2010. 254 с.

Бабкин М.А. Поместный собор Русской Православной Церкви 1917-1918 г. г. и послереволюционная судьба Николая II и его семьи [Электронный ресурс]. URL: http://lebed.com/2008/art5341.htm (дата обращения: 2.01.2018).

Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. 256 с.

Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (1841-1920). М.: Перо, 2014. 232 с.

Кузеванов Л.И. История Балашовского края: проблемы методологии и историографии: моногр. Саратов: СГЮА, 2014. 576 с.

Кузеванов Л.И. "Незаменимая мать и добрый друг". Рассказ о духовном подвиге игуменьи Марии (1841-1920) //Православное слово. Издание Балашовской епархии РПЦ. 2017. №9. С.4-5.

Кузеванов Л.И. Сщмч. Феофан (Ильменский). К 100-летию со дня мученической гибели (24 декабря 1918 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/28-1-0-602 (дата обращения: 2.01.2018).

Кузеванов Л.И. Балашовский край: клирики, монашествующие, миряне - жертвы репрессий (1918-1938) [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-629 (дата обращения: 2.01.2018).

Кузеванов Л.И. «Церковь и революция». Нужен сотериологический подход к изучению истории [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-643 (дата обращения: 2.01.2018).

Кузеванов Л.И. Священномученик Дионисий Щёголев – святой земли Балашовской. К 80-летию со дня мученической кончины //Православное слово. Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2017, №10. С.4-5.

Кузеванов Л.И. Священномученик Иаков (Маскаев) и борьба вокруг Свято-Троицкого собора г. Балашова [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/28-1-0-604 (дата обращения: 2.01.2018).

Кузеванов Л.И. Священномученик Иаков (Маскаев): два документа. К 140-летию со дня рождения [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/14-1-0-406 (дата обращения: 2.01.2018).

Кузеванов Л.И. Священномученик Михаил Платонов: "Никто не сделает нас несчастными". К 150-летию со дня рождения /Сост. Л.И. Кузеванов [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/21-1-0-296 (дата обращения: 2.01.2018).

"Каждого человека надо чем-нибудь утешить". К 140-летию со дня рождения сщисп. Виктора (Островидова) /Сост. Л.И. Кузеванов [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/28-1-0-634 (дата обращения: 2.01.2018).

Кузеванов Л.И. О подоплеке "дела церковников" (1930 г.) и судьбе священномученика Иакова (Маскаева, 1878-1937) [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/28-1-0-628 (дата обращения: 2.01.2018).

Кузеванов Л.И. "Не признав клеветы и вины". О святых земли Балашовской //Балашовская правда, 2017, 3 октября. С.8; 10 октября. С.8; 17 октября. С.8.

Кузеванов Л.И. "Мы призваны никогда не забывать об этих страшных событиях". О Пятой Епархиальной научно-просветительской конференции [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-654 (дата обращения: 2.01.2018).

Кузеванов Л.И. "Радуюсь вашей радостью!". Святой праведный Иоанн Кронштадтский и Балашовский край [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-524 (дата обращения: 2.01.2018).

Кузеванова Л.Л. "Игуменья Мария: жизнь и судьба". К 5-летию проведения спектакля театра-лектория "Преображение" [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2013-05-24-274 (дата обращения: 2.01.2018).

Кузеванова Л.Л. Православная акция "Ромашка". К 5 летию со дня первого проведения в Балашове [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/news/2013-09-15-284 (дата обращения: 2.01.2018).

Кузеванова Л.Л. «Они ушли в иной мир, они ушли к Богу». О работе круглого стола «Новомученики и исповедники земли Балашовской» [Электронный ресурс]. URL: http://balashovblag.ru/index.php/articles/109-pravslovo/6058-2016-09-16-16-47-46.html (дата обращения: 2.01.2018).

Кузеванова Л. М., Кузеванова Л.Л. «Каждый идущий за Богом обретает бессмертие». К 95-летию со дня преставления игуменьи Марии (Мандрыки) [Электронный ресурс]. URL: http://balashovblag.ru/index.php/articles/109-pravslovo/5378-2015-11-30-08-02-22.html (дата обращения: 2.01.2018).

Кузеванова Л.М., Кузеванова Л.Л. "Человек живет вечно тогда, когда он идет за Богом". О семинаре "Слово Патриарха" //Православное слово: Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2016. №1.

Кузеванова Л. М., Кузеванова Л.Л. О Первых чтениях памяти игуменьи Марии [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-566 (дата обращения: 2.01.2018).

Кузеванова Л.М., Кузеванова Л.Л. «Подумать о прошлом, подумать о настоящем...». Об итогах работы КПЦ им. Преосвященного Павла //Православное слово. Издание Балашовской епархии Русской Православной Церкви. 2017, №1-2.

Лежнина И.И. Священнослужители Саратовской епархии XVIII-ХХ вв. История рода Пикинских, Лебедевых, Юловских. Волгоград, 2013. 172 с.

Моловичко Ю.В. Жизнь и смерть протоиерея Василия Вечтомова. К 80-летию со дня трагической кончины (1938 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/32-1-0-337 (дата обращения: 2.01.2018).

Поляков Н.А. Жизненный путь иеромонаха Иоанна (Гудкова). К 20-летию со дня преставления (1998 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/23-1-0-294 (дата обращения: 2.01.2018).

Православие и Хоперское казачество /Под ред. Л.И. Кузеванова. Балашов, 2004. 160 с.

Православие на Балашовской земле. Балашов, 2004. 64 с.

Православие на Балашовской земле: материалы Первой Епархиальной научно-просветительской конференции (13 декабря 2013 г.) /Науч. ред. и сост. Л.И. Кузеванов. М.: Изд-во «Перо», 2015. 101 с.

Православная местная летопись: XIII-XX вв. /Сост. Л.И. Кузеванов [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/27-1-0-456 (дата обращения: 2.01.2018).

Православная местная летопись: XXI в. /Сост. Л.И. Кузеванов [Электронный ресурс]. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/27-1-0-515 (дата обращения: 2.01.2018).

Свято-Троицкий собор - утраченная святыня г. Балашова /Автор-сост. Л.И. Кузеванов. Балашов, 2013.

Смотров В.В, Смотров О.В., Кузеванов Л.И. Балашовское Прихоперье в годы испытаний: очерки истории и историографии. Балашов, 2007. 400 c.

Справочная книга Саратовской епархии. Саратов: Типо-графия Союза Печатного Дела, 1912. 706 с.

Судебный процесс против саратовского духовенства в 1918-1919 гг. /Публикация А.И. Мраморнова. М.: Изд-во Новоспасского монастыря; Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2013. 880 с.

Щетинина Е. А. История православного прихода села Репное //Православие на Балашовской земле: материалы Первой Епархиальной межрайонной школьной научно-просветительской конференции (13 декабря 2013 г.) /Науч. ред. и сост. Л.И. Кузеванов. М.: Перо, 2015.

©Кузеванов Леонид Иванович, составление, заголовок, комментарии, 2018

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание материала.

Кузеванов Л.И. Местная церковная история: памятные даты 2018 г. с комментариями //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2018. 2 января. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/25-1-0-648

Изображение Преосвященного Павла (Вильчинского, 1826-1908) размещено в интернете в свободном доступе.

См. раздел "Очерки и заметки".

См. "Православная местная летопись".

Памятные даты по местной церковной истории за 2015 г. см. здесь.

Памятные даты по местной церковной истории за 2016 г. см. здесь.

Памятные даты по местной церковной истории за 2017 г. см. здесь.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора-составителя. Все права защищены.

Категория: Комментарии |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]