Главная » 2017 » Август » 27 » Протоиерей Павел Хондзинский: "Сейчас... очень мало говорится о том, что Церкви нужна наука".
17:29
Протоиерей Павел Хондзинский: "Сейчас... очень мало говорится о том, что Церкви нужна наука".
Первого июня 2017 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия (г. Москва) состоялась защита первой в новейшей истории России кандидатской диссертации по теологии (специальность: 26.00.01 – Теология) на тему "Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского". Автор диссертации - доктор богословия, протоиерей Павел Владимирович Хондзинский, декан Богословского факультета ПСТГУ, заведующий кафедрой практического богословия. Ниже приводим высказывания о. Павла по ряду важных вопросов, касающихся богословия.

Что такое богословие? Отец Павел: "Недавно я слышал такое определение теологии, что это наука, изучающая Бога. С моей точки зрения, это совершенно неправильное определение. Теология изучает тексты Предания и соотносит их с общими догматами и нормами церковной жизни. А чтобы понимать эти тексты, мой опыт должен быть принципиально близок к тому, который имели их авторы. В противном случае я эти тексты просто не пойму.

На защите, возражая оппонентам, я говорил о том, что одним из методов, признанных научными, является самонаблюдение в том или ином виде. Такой метод широко применяется, например, в психологии. Так вот теология ― это своего рода саморефлексия Церкви".

Почему основными противниками диссертации о. Павла были биологи?

Отец Павел: "Здесь имеют место несколько факторов. Биология, судя по всему, ― одна из наиболее атеистических научных специальностей. Во-первых, потому что они имеют дело не с человеком, не с личностью, как, например, врачи, а с клетками, и, исходя из этого, пытаются объяснить все. Это одна сторона вопроса. Во-вторых, оказывается, что все выступившие против меня биологи имеют отношение к фонду «Эволюция», который, насколько я понимаю, спонсирует атеистические научные разработки. Эту информацию я не проверял, мне просто недавно об этом рассказали. Идея заключалась в том, чтобы написать как можно больше отрицательных отзывов. В своем сообществе они сделали рассылку с призывом принять участие в этой акции. Дело в том, что все отрицательные отзывы должны быть целиком зачитаны на защите. Исходя из этого, противники моего труда предполагали прислать несколько десятков отрицательных отзывов, с тем расчетом, что читать их пришлось бы целый день, и в этом случае защита была бы просто сорвана. Но прислали только пять отзывов (точнее шесть, но один был неправильно оформлен). Конечно, не все биологи так негативно настроены, потому что об этой рассылке мне сообщил тоже доктор биологических наук и извинился за своих коллег".

В чем суть богословского синтеза, обоснованного святителем Филаретом?

Из диссертации о. Павла: "4. На основе указанного метода святителем Филаретом был совершен богословский синтез. Этот синтез мыслит данную в слове Писания Священную историю единым источником, как для осмысления Церковной жизни, так и для создания систематического учения о Церкви. В концепции святителя точкой пересечения исторической и систематической координат стал храм, с одной стороны, возникающий в Священной истории как ее важнейший импульс и мотив, с другой — являющий собой Церковь в ее вневременном плане. В этой «храмовой экклесиологии» святителем преодолены разрывы между «Божественным» и «человеческим» богословием, «исторической» и «внутренней» церковью, чувственным явлением таинства и таинством «в себе». Круг основных проблем, связанных с присутствием Церкви в социуме (Церковь и государство, Церковь и культура) рассмотрен и разрешен в концепции Священного царства, основанием которой также стало слово Откровения" (С. 230).

Сочинения (книги и монографии)

Хондзинский П., свящ. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. М.: ПСТГУ, 2010. — 303 с.

Хондзинский П., прот. «Ныне все мы болеем теологией»: из истории русского богословия предсинодальной эпохи. М.: ПСТГУ, 2013. — 481 с. (с прил.).

Хондзинский П., прот. Незримая обитель, или Краткая повесть о жизни дивеевских монахинь в муромском изгнании: с прил. подлинных документов, писем и воспоминаний. М.: ПСТГУ, 2017. — 284 с.

Хондзинский П.В. Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского. Диссертация кандидата теологии. М., 2007.
URL: http://www.doctorantura.ru/images/pdf/2017/2017_thesis_khondzinsky.pdf
(дата обращения: 27.08.2017).

Литература

ПСТГУ: Богословский факультет. Протоиерей Павел Владимирович Хондзинский [Электронный ресурс]. URL: http://pstgu.ru/faculties/theological/professors/hodzinskij_p_v/
(дата обращения: 27.08.2017).

Протоиерей Павел Хондзинский: «У нас нет права на ошибку» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4964845.html
(дата обращения: 27.08.2017).

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; составление, заголовок, 2017

Материал размещен с разрешения автора-составителя.

Библиографическое описание статьи

Протоиерей Павел Хондзинский: "Сейчас... очень мало говорится о том, что Церкви нужна наука" /Сост. Л.И. Кузеванов //Некоммерческий научный сайт "Балашовский следопыт". 2017. 27 августа. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/3-1-0-637

Изображение протоиерея П.В. Хондзинского размещено в интернете в свободном доступе.

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС "Балашовский следопыт" и автора. Все права защищены.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]